1. Тема мещанства в русской литературе.

2. Мещанство в лирике Маяковского.



3. Любовь и мещанство у Маяковского.

4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни.

Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та «тина мелочей», которая захлестывает человека, часто без его воли, и заставляет жить по ее законам. Мещанство убивает духовность человека, затягивает своей пошлостью и повседневностью, убивает в нем стремление развиваться и идти дальше в своем духовном развитии. Зачатую человек сам не осознает, что оказался заложником своего быта, подчинил свою жизнь и интересы простому мещанскому комфорту и не замечает, что оказался его рабом. Немногие могут осознать это самостоятельно, и уж тем более немногие могут что-то исправить в своей жизни. Только посмотрев на жизнь как бы со стороны человек в состоянии оценить то, что в ней происходит. Вот почему так много писателей, поэтов обращались в своем творчестве к теме мещанства. Они хотели показать человеку те удушающие условия, в которых он живет, хотели заставить человека по-другому относиться и к своей жизни и к своей душе.

Одним из таких поэтов без сомнения был и Владимир Владимирович Маяковский. Мещанское существование было для него абсолютно неприемлемым, он всячески пытался бороться с ним и создавал для этого интересные и необычные образы.

Маяковский ненавидел тихую, обывательскую жизнь. Она ассоциировалась у него с буржуазным обществом. Борясь за «светлое завтра», он активно включается в критику нового, советского обывателя. Он видит в этом, прежде всего, «пережитки» прошлого. Вместе с тем Маяковский очень точно уловил вневременную сущность обывателя и мещанина, показал характерные приметы этого типа, присущие именно двадцатым годам XX века. «Жизнь прекрасна и удивительна!» — писал Маяковский в поэме «Хорошо». Но он же не уставал напоминать о том, что еще «очень много мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Именно поэтому сатира должна носить воинствующий характер. Маяковский издевался над «обличителями», которые, отважившись на сатирический выпад, тут же спешили подсластить его: «Обличитель, меньше крему, очень темы хороши. О хорошенькую тему зуб не жалко искрошить». «Грозный смех» — так назвал Маяковский сборник своих сатирических произведений. Сатирические произведения двадцатых годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под перо поэта-сатирика: новый буржуй, хулиган, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, очковтиратель, трус, советский вельможа... Но в основе всего этого лежит ненавистное поэту «мурло мещанина». Маяковский подчеркивает бессмертие этого типа людей, они умеют приспособиться к любой эпохе: «Наскоро оперенье сменив, и засели во все учреждения». Мещанин подобен клопу (не случайно так называется одна из сатирических поэм Маяковского), он легко перенимает внешние приметы нового: жену называет «товарищ Надя», заменяет икону на портрет Маркса в красной рамочке, но интересы у него такие же мелкие и ничтожные, что и во все времена. Разговаривает бюрократ-мещанин только о прибавке в жалованье и о модных «галифищах». Под стать такому супругу и жена, которая мечтает о платье «с эмблемами»: «Без серпа и молота не покажешься в свете!»

В своих сатирических произведениях Маяковский очень часто использует гиперболу, продолжая традиции сатириков XIX века, прежде всего Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» он как бы опредмечивает фразеологизм «разорваться пополам». Его бюрократы действительно разрываются пополам и заседают сразу на двух заседаниях. «Делу» это не вредит, потому что на этих заседаниях решаются вопросы о покупке новой склянки чернил, а не важные для народа проблемы.

Интересно, как у Маяковского тема мещанства представлена в его любовной лирике. В основе поэмы «Облако в штанах» лежит любовная трагедия, лирический герой охвачен пламенем любви. Это чувство вселенского масштаба. И в то же время любовь — это трагедия непонятости. Огромный, нескладный, «жилистая громадина», лирический герой стонет и корчится от боли любви. Он готов на все ради любимой: «Буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах». Но любимая предпочла спокойный мещанский уют. И протест против пошлой буржуазной любви выливает-ся у лирического героя во всеобщее отрицание. Трагические ноты иступленного отрицания всего, звучащие в голосе гордого, восставшего против мира зла, мещанства и пошлости и одинокого в у своей борьбе человека, усиливает мощь его протеста.

По мнению Маяковского, подняться над «тиной мелочей», вырваться из гнета мещанства можно только через каждодневные подвиги. Поэт открыто восхищается героями, бросившим вызов повседневности и занявшимися строительством новой жизни... романтическая мечта поэта о повседневном подвиге очень ярко выражена в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Строительство завода-гиганта и нового города происходит в страшных условиях — люди живут в мокрых землянках, голодают, но все они заражены мечтой о городе-саде:

Я знаю — город будет,

Я знаю — саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!

Маяковского восхищает этот подлинный героизм. Он декламирует свою уверенность в неизбежности победы нового, победы героизма и духовной чистоты над пошлой обывательской жизнью и мещанством, которые всегда вели только к деградации моральному застою.




See also: