1. Особенности художественной манеры Гоголя.

2. Смысл названия произведения.



3. «Поэма» о мертвых душах как особый жанр.

4. Преемственность творчества писателя.

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой...

...Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут

И как любил он, ненавидя.

Н. А. Некрасов

Это стихотворение Н. А. Некрасова написано после смерти поэта, но в нем выражен смысл жизни и творчества Н. В. Гоголя. Его художественный стиль как писателя отличался тонким чувством меры, художественным тактом, поразительной сатирической глубиной, и при этом все его произведения, даже самые едкие, удивительно лиричны и проникнуты огромным чувством любви к родной стране. Гоголю принадлежат слова, которые можно считать девизом его творчества «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!» Эта правда, многими непонятая и непринятая, говорилась им «во благо».

Гоголь всегда хотел создать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». По его замыслам, это должно было быть всеобъемлющее описание быта и нравов современной ему России. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание произведения называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название принижало истинное значение этого произведения, вызывало ассоциации с авантюрным романом. Этот ход был сделан Гоголем по цензурным соображениям, для того чтобы поэма была издана.

Несмотря на кажущиеся простоту и ясность, произведение содержит в себе много таинственного, неразгаданного и по сей день.

Поиск ответов на многочисленные вопросы обычно начинается с подробного рассмотрения замысла произведения. Литературоведы находят в ней влияние гомеровского эпоса, фольклорных русских и украинских мотивов, сервантесовского «Дон-Кихота», традиций рыцарского и плутовского травестийных романов, а также других тем мировой литературы.

Но более отчетливо проводятся композиционные и текстовые параллели поэмы с «Божественной комедией» А. Данте. В первой части к лирическому герою является тень древнеримского поэта М. П. Вергилия, которая сопровождает его в ад. Они проходят все круги ада, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастический сюжет не мешает, а, наоборот, способствует раскрытию темы родины — Италии, ее судьбы. Гоголь задумал изобразить те же круги ада, но ада России. Замысел его был масштабен: подобно Данте, показать хождения Чичикова сначала по «аду» — первый том «Мертвых душ», затем «в чистилище» — второй том «Мертвых душ» и представление «о рае» — третий. Как известно, этот замысел не был реализован до конца. В завершенном виде нам известен только первый том, в котором Гоголь демонстрирует во всей красе отрицательные стороны русской жизни. Сравнивая Россию с «адом» в первом томе, Гоголь пытался «поднять дух» народа, страны, что позволило бы ей покинуть последний круг ада и перейти в чистилище, а затем и в рай. Чичиков странствует по России, заключая сомнительные сделки, но в этих поисках видны ростки будущего духовного совершенства героя. Гоголь стремился наставить Чичикова на путь, который бы явился отправной точкой долгого пути возрождения во втором и третьем томах.

Многие писатели первой половины XIX века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Они видели, что нравственные ценности отступают на второй план, а на первый выходят материальные и положение в обществе. Крепостное право, которое лежит в основе государственной политики России, создает удушающую атмосферу, которая не дает раскрыться лучшим человеческим качествам. Люди не хотят добиваться того, что приносит пользу, не интересуются науками и искусством, не пытаются оставить после себя духовное наследие. Их единственная и желанная цель — «копить копейку» любой ценой. В своем стремлении к материальной выгоде человек готов на все: воровство, обман, подмену истинных духовных ценностей лживыми. Название поэмы — «Мертвые души» — несет большую смысловую нагрузку. Гоголь как художник слова не жалеет красок, чтобы показать читателю духовное опустошение и гибель, угрожающие России. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по ходу развития сюжета: от бездеятельного праздного мечтателя Манилова до «страшной прорехи на человечестве» Плюшкина.

В названии поэмы заключен глубочайший философский смысл. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок воспринимается как норма жизни. Для достижения резкого контраста мертвого и живого Гоголь прибегает к множеству разнообразных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется преобладанием в нем материальных ценностей. Вот почему в описаниях дается длинный перечень материальных объектов, как бы вытесняющих духовное. Также в поэме присутствует множество фрагментов, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животными или вещами, а также имеют «говорящие» фамилии. Во-вторых, мертвые души — это, по сути, оксюморон, соединение несоединимого, ведь душа бессмертна. Она является свидетельством божественного происхождения человека. А в мире «реальном» мы наблюдаем множество «мертвых душ», потому что они существуют только в том смысле, что «не покойники». Например, в эпизоде, изображающем смерть прокурора, присутствующие поняли, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Пошлый мир денег забыл о душе, а бездуховность и есть причина его распада. Только понимая это, люди смогут начать возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, первостепенном ее значении. Образ чичиковской брички, идеально перевоплотившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа — «птицу-тройку», завершает первый том поэмы. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора надежду на обязательное воскрешение его героев и всей жизни, следовательно, всей России.

Недоуменно было встречено и жанровое определение произведения — поэма, под которой тогда однозначно понималось лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу. По первому впечатлению это скорее — роман. По исключительной широте изображения нравов и типов — больше эпопея. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Решение о поэме имело также глубокий смысл и стало художественной находкой. В этом — мастерство Гоголя, сумевшего соединить разножанровые элементы и гармонично воплотить в одном произведении и иронию, и художественную проповедь.

Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

Итак, почему же поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение», которое воплощено в авторских отступлениях и вставных эпизодах, что свойственно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественно-политических вопросов. Они придают всему произведению глубину, серьезность и оттеняют иронию. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе страны и народа противопоставлены в произведении мрачным картинам русской жизни. Н. Г. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь затронул тему прошлого страны. Запланированные им второй и третий тома должны были освещать настоящее и будущее России. Гоголь в своих мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ величия России. Поэма имеет оптимистический настрой. Вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью, вера в народ, в его необъятные силы питали все творчество Гоголя.

Писатель мечтал перевоспитать людей путем прямого наставления, но он так и не увидел их перерождения. Первый том «Мертвых душ» и дальнейшие произведения обернулись для писателя творческой трагедией. Но его дело было продолжено в русской литературе. Именно с Гоголя начинается ее мессианский характер и продолжается в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Они смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил в своей бессмертной поэме Гоголь.




See also: