1. Значение сатиры в творчестве В. В. Маяковского.

2. Сатира в раннем творчестве.



3. Сатира в поздний период.

4. Маяковский-сатирик.

Произведения В. В. Маяковского характеризуются многоплановостью и многожанровостью. Есть в его «арсенале» трогательная любовная лирика и резковатый марш, и спокойное описание природы, и динамичный, бешеный диалог. Не стала исключением и сатира как один из излюбленных приемов в создании шедевров.

Сатирические произведения охватывают все творчество поэта. Более того, в ранние годы Маяковский сотрудничал с такими изданиями, как «Сатирикон» и «Новый сатирикон». В автобиографии «Я сам» под датой «1928» стоит следующая надпись: «Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”». Несмотря на то что поэма с названием «Плохо» написана не была, дань сатире отдавалась поэтом и в стихах, и в драматических произведениях. Темы и образы сатирических произведений Маяковского менялись по мере творческого роста поэта. Но основные направления каждого из этапов творческого пути можно проследить.

Сатира Маяковского ранних годов носила чаще всего изобличительный характер, однако при этом она не была жесткой, а скорее романтичной. В это время можно отметить характерный для произведений конфликт авторского «я», личности свободной и творческой, с непонимающим миром. В раннем творчестве ясно виден бунт мятущегося человека, желание раздражать богатых грубыми словами. Не даром раннего Маяковского многие критики и исследователи его творчества сравнивают с Лермонтовым.

Основным предметом изображения для автора являлась чужая буржуазная среда:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, — на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей. ' ,

Рассвет творчества поэта именно этого периода ознаменован появлением серии «гимнов» — «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Эти стихотворения не сколько пронизаны сатирой, сколько — блестящей, талантливой ироничностью. Наиболее ярким становится «Гимн обеду». Герои произведения — все те же представители буржуазного, враждебного художнику сословия, в других произведениях именуемые «сытыми», а в данном стихотворении объединенные одним словом «желудок»:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в сатирическом творчестве Маяковского становится 1917 год, которым датирована ставшая всемирно известной частушка:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Здесь, на стыке раннего и позднего периодов творчества, встречаются романтический Маяковский и Маяковский, сотрудник «Окон РОСТА». Отношения поэта и новой власти, которой он доверил свою лиру, складывались не так уж просто, но бунтарь и футурист искренне поверил в революцию. В уже отмеченной автобиографии есть следующая заметка: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция».

В это время кардинально меняется сатирическая направленность творчества: она теряет последние следы романтизма и мягкости и становится жесткой, обличающей, карающей, как яркий луч света, бьющий в лицо врага. Эти враги — враги нового строя и собственно революции — и становятся основными героями произведений. Это отталкивающие и смешные, схематичные белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие, буржуи — обязательно во фраках и цилиндрах.

Само творчество, относящееся к этому периоду, обретает иной вид и смысл. В основном это агитационные плакаты для «Окон РОСТА», представляющие собой изобличающие врага карикатуры с острыми и меткими стихотворными надписями. Все чаще звучит туш — многие стихотворения становятся своеобразными маршами — маршами протеста против буржуев и маршами восхваления дела революционеров.

Блистательный ум Маяковского создает шедевры агитационной мысли, но стихотворения его от этого многое теряют: в прежних стихотворениях, самому художнику казавшихся «детскими», скрывался больший поэт и революционер, чем в отточенных лозунгах.

В 1926 году Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:

Погода такая, что маю впору.

Май — ерунда.

Настоящее лето.

Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.

Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром.

В рай готов расписать перрон Краснодара.

Тут бы

запеть соловью-трелеру.

Настроение — китайская чайница!

И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! —

И сразу

сердце за удила.

Соловьев камнями с ветки.

А хочется спросить: — Ну, как дела?

Как здоровьице? Как детки? —

Прошел я, глаза к земле низя,

только подхихикнул, ища покровительства,

И хочется задать вопрос, а нельзя — еще обидится правительство!

Это особенный новый период сатирического творчества. Здесь Маяковский уже не романтик и не революционер, он — Человек, способный точно и зримо передавать эмоции и чувства несколькими строками. Сатира этого стихотворения — в отношении человека к миру, где все канцеляризировано, упорядочено, регламентировано, и нарушать правила нельзя. Не случайно начало полемизирует с концовкой: веселое настроение весеннего дня сменяется легким разочарованием и обидой.

С поразительной, только ему присущей психологической точностью поэт передает ощущение человека, ставшего жертвой общественного запрета. Он уже не радостен и не весел, он принижен и «подхихикивает, ища покровительства». Такого потрясающего эффекта художнику удается добиться с помощью излюбленных средств — иронии и сатиры. В стихотворении, написанном тоническим стихом, играют рифмы: веселое слово «чайница» рифмуется с холодно-казенным «воспрещается». Неологизмы, встречающиеся в стихотворении — производное существительное от слова «трель» — «трелер», деепричастие от несуществующего «низить» — «низя», делают произведение более легким и образным одновременно. Здесь лирический герой не боец или оратор революции, он человек с естественным для него настроением, не вписавшимся в рамки регламента.

Каждый из сатирических этапов в творчестве Маяковского оригинален и интересен. Романтическое начало творческого пути сменяется пылом и напором этапа «Окон РОСТА» и завершается естественным и человечным восприятием окружающего мира. Стихотворения различны и по стилю, и по смыслу, и по типологии главного героя, но все они до сих пор живы и узнаваемы.




See also: