1. Природные объекты в лирике Лермонтова.

2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы.



3. Философские раздумья лирического героя

4. Ландшафт России в стихотворении «Родина».

Люди друг к другу

Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал.

М. Ю. Лермонтов

Картины природы занимают значительное место в лирике М. Ю. Лермонтова. В поэтических произведениях пейзаж обычно выполняет двойную роль. Во-первых, автор стремится показать читателям красоту природы, а, во-вторых, особенности пейзажной зарисовки передают и подчеркивают переживания лирического героя. Они могут быть различными: радостными или печальными. Это может быть и философское размышление о смысле жизни, о вере в Бога и так далее. А картины природы помогают глубже понять мысли лирического героя, сопереживать его чувствам:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Казалось бы, всего лишь зарисовка зимнего пейзажа. Но когда мы узнаем, что сосне снится «прекрасная пальма», которая растет «в том крае, где солнца восход», мы понимает, что смысл это стихотворения гораздо глубже. Автор не просто хочет показать нам запорошенную снегом сосну, используя пейзажные зарисовки, он стремится передать ощущение одиночества, давящего на душу лирического героя.

Не менее поэтично преломляется тема одиночества в стихотворении «Утес». Казалось бы, ничего необыкновенного: тучка ненадолго задержалась возле утеса, а потом полетела дальше. Не зарисовка, а, скорее, заметка, наблюдение за измене - ( ниями, происходящими в природе. Но, как и сосна из стихотворения «На севере диком стоит одиноко...», утес из одноименного стихотворения Лермонтова олицетворяет человеческую душу, жаждущую участия и понимания, но не находящую их. Интересно отметить, что в толковании сновидений зима нередко обозначает одиночество, тогда как лето является символом расцвета. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» мы находим описание летнего пейзажа, проникнутое теплом и душевным умиротворением:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Лирический герой чувствует себя частью окружающего мира; все вокруг словно говорит с ним на волшебном языке едва уловимых знаков и таинственных звуков. Колеблемый ветерком ландыш «приветливо кивает головой», а бегущий по своему руслу ручеек, журча, рассказывает «про мирный край, откуда мчится он». Все вокруг способствует особому душевному настрою лирического героя; красота и покой, царящие в природе, помогают ему вернуть внутреннюю гармонию и почувствовать величие божественного замысла:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле.

И в небесах я вижу Бога!..

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» зарисовка ночного пейзажа предваряет печальные раздумья лирического героя о жизни и смерти, о смысле существования:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

И снова, как и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», лирический герой, очутившись наедине с природой, ощущает присутствие Бога. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» это ощущение лишено детской непосредственности и восторга, заставляющих забыть о земных тревогах. На фоне безмятежной природы непонятная тоска лирического героя становится еще острее и заметнее. Он пытается разобраться в ее причинах, отчего она томит его, когда мир так прекрасен? Но, хотя очарование природы не в силах разогнать мрачное настроение лирического героя, оно не оставляет его равнодушным. Поэтому он, мечтая о покое, отвергает мысль о смерти:

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...

Природа для лирического героя этого стихотворения является частью желанного покоя, поэтому в последних строках и звучит пожелание:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Но картины природы для Лермонтова — это не только отражение душевных порывов человека, но и образы любимых мест, как, например, в стихотворении «Родина». Поэт восхищается необозримыми просторами родной земли:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям...

Но не только эти величественные и масштабные картины волнуют воображение поэта; ему дороги и «желтая нива», и «чета белеющих берез» на холме.

Нужно отметить, что поэтические пейзажные зарисовки мы можем найти и в прозе Лермонтова. Как и в стихотворных строках, они дают нам возможность представить красоту описываемых уголков природы и почувствовать неподдельное восхищение автора.




See also: