1. Новый виток поэзии.

2. Постмодернизм.



3. Соцарт и концептуализм.

4. Лирика Д. Пригова, Т. Кибирова.

Новый виток поэзии начался в конце 1980-х годов, вместе с обновлением общественной и политической системы в нашей стране. В это время появляется много новых направлений в литературе, и термин «новое» является определяющим. Одним из ярчайших новых направлений стал постмодернизм. Постмодернистская теория исходит из ощущения кризисного состояния мира, эмоционального переживания современности как хаоса, крушения всех ценностей, идей. В России это было связано и с реальным общественным кризисом, когда рушилась система, просуществовавшая семьдесят лет. Для постмодернизма важен отказ от главенства науки в познании мира, кроме того, постмодернисты сомневаются в самой возможности познания мира. Поэтому в современном мире постмодернистов интересует все иррациональное, нестабильное и противоречивое. Очень важным оказалось и понятие виртуальной реальности, отсутствие деления на подлинное и воображаемое. Вместо серьезности культивируется игра. Эта игра заключается в том, что мир представлен как один большой текст, который может быть истолкован как угодно. На российской почве сразу. прижилась такая разновидность постмодернизма, как соцарт, и его ответвление — концептуализм. В это время коммунистическая идея окончательно разошлась с реальной действительностью. Художники пошли дальше, по пути полной деконструкции ее идей, доведения их до абсурда и создания с помощью коммунистических штампов и приемов социалистической риторики новых произведений. Художники использовали известные всем штампы, клише, коммунистические лозунги, знакомые всем с детства, затертые до дыр, а теперь потерявших всякую связь с действительностью. В жанре концептуализма работают такие поэты, как Д. Пригов, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн. Их манера предполагает минимум авторского вмешательства и максимум доверия к самому языку. В концептуализме важны идеи-концепты, которые открытым текстом даются в произведении. Лев Рубинштейн, например, писал свои стихи на отдельных карточках, читая по строчке с каждой. Отдельные реплики выглядят абсурдно и мало чем напоминают привычные стихи.

Дмитрий Пригов создает в своем творчестве образ поэта, характерный для соцарта, с использованием клишированных образов «простой человек» и «великий русский поэт», характерных для социалистического искусства. Его лирический герой носит его имя — Дмитрий Александрович Пригов. В нем соединяются эти два концепта — «маленький человек» и «великий русский поэт». В его творчестве находят отражение такие вечные для русской литературы и поэзии темы, как поэт и власть, поэт и вечные ценности. Но власть в изображении Пригова соцартовски снижена. Много стихотворений Пригов создает о милиции. Милиция представляется как власть, как верховное божество. Это также рождает ассоциации со временами Советского Союза, когда власть участковых милиционеров была огромной. Авторы соцарта, в том числе и Пригов, часто обращались к общеизвестным темам и сюжетам, основываясь на коллективном бессознательном людей, проживших большую часть жизни в Советском Союзе. Концепт выпячивается в произведении на первый план, а слова, которыми он передается, уже не так важны для автора. Слова, которыми он обыгрывается, намеренно призваны подчеркнуть идею концепта.

Вот я, предположим, обычный поэт

А тут вот по прихоти русской судьбы

Приходится совестью нации быть

А как ею быть, коли совести нет

Стихи, скажем, есть, а вот совести — нет

Как тут быть.

В стихотворениях Пригова часто можно встретить цитаты и отсылки ко многим произведениям классической литературы, которые так или иначе обыгрываются, как правило, в сниженном стиле. Вообще язык Пригова напоминает язык разговорный, полный сниженных и бранных слов. Советские клише и приметы намеренно снижаются, сводятся к уровню речи людей из социальных низов. Несмотря на быстрый взлет и большой интерес читателей к поэзии концептуализма, большого развития это направление не получило. С течением времени, когда всплеск интереса к новому устройству страны угас, авторы-концептуалисты стали создавать произведения в менее новаторском стиле. Тимур Кибиров, например, в последних своих произведениях склоняется больше к традиционно-романтической манере, хотя, безусловно, не отходит от манеры постмодернизма.




See also: