1. Сочетание реалистичного и выдуманного.

2. Автобиографичность событий.



3. Изменение характера Павлина через любовь.

4. Полное раскрытие образа главного героя.

5. Документализм и психологизм в рассказе.

Для Н. С. Лескова немаловажным моментом было показать в произведении не факты, не реальную и грубую историю, а нечто, что действительно производило бы впечатление на читателя. Для него важна не правда жизни, а правда души человеческой, которая демонстрируется «психиею, анализом характера». Многие произведения автора правдивы и биографичны — часть происходящего в произведении взята автором из своей личной жизни, из личного опыта. Но многое также и привнесено авторской фантазией. Рассмотреть подобное внесение в фактически документальный рассказ фантастического и философского можно на примере анализа произведения «Павлин».

Состоит произведение из шестнадцати глав, повествование идет от лица автора. Он вспоминает свои детские годы, и рассказывает историю о том, как еще школьником вместе с матерью и теткой жил в доме богатой родственницы отца Анны Львовны. Женщина оказалась бессердечной, эгоистичной и властной. Будучи молодой и живя в Париже, она узнала об измене и проигрыше в карты своего мужа. Героиня уезжает обратно в Россию, бросая своего мужа в долгах, где живет с сыном Вольдемаром. Жильцова женщина держит в жестких условиях. Взимает плату на месяц вперед и в случае неповиновения отправляет своего швейцара Павлина Певунова для применения карательных мер.

Уже в этом отрывке рассказа наблюдается принцип, заложенный в заглавии сочинения. Если женщина, дом, слуга взяты Лесковым из реальной жизни и биографичны, то рассказ об измене и описание характера Павлина привнесено самим автором. Однако рассказ от этого не потерял своей живости и правдивости, а образы Павлина и его хозяйки начали играть более ярко и открыто для читателя. Павлина Певунова не любят не только жильцы, но и семья мальчика, от имени которого ведется рассказ. Немного задержав выплату, семья оказалась в опале у хозяйки, и пришедший Павлин вынес рамы окон несмотря на мороз. Жалобы хозяйке не оказали никакого результата — она якобы уехала ко всенощной. Мать героя обругала Павлина в присутствии одного из постояльцев, однако тот неожиданно защитил его, сказав, что тот не злой в принципе человек. Он лишь выполняет волю своей хозяйки. Здесь читателю предстоит понять тонкий психологический анализ, данный Павлину от лица второстепенного персонажа, выражающего, однако, мнение самого автора.

Вскоре приезжает в квартиру новая семья — дама с шестилетней дочерью и престарелой матерью. Они производят впечатление состоятельных людей, однако это только до того момента, пока и их окна не оказываются выставленными. Тетка Ольга, к этому времени подружившаяся с ними, помогает им на протяжении долгого периода времени даже несмотря на то что семья мальчика больше не живет в этом доме. Вскоре происходит цепь трагических случайностей — умирает бабушка, а затем и мать девочки. Таким образом, девушка остается одна. Здесь происходит перелом характера главного героя. Если раньше читатель представлял Павлина бесчувственным и бессердечным человеком, то после следующих событий отношение к нему меняется. Павлин решил взять опеку над девочкой Любой, сказав, что денег ему достаточно, а хочется пожить для кого-то. Так Люба остается в доме Анны Львовны.

Подросшая и похорошевшая девушка привлекает внимание хозяйки дома. В церкви ее встречает юноша — автор, отмечая, что героиня очень стесняется холопского положения своего воспитателя. Автор снова дает токую психологическую характеристику девушки, внешне очень и очень привлекательной, но оказавшейся неспособной к чувству благодарности своему спасителю.

Теперь Люба постоянно проводит время у Анны Львовны, все сильнее тяготясь Павлином. Та, отлично понимая чувства девушки, толкает Любу на хитрость — советует выйти за Павлина замуж под предлогом более частых встреч с ней. На самом деле женщина хочет, чтобы у Вольдемара была женщина, с которой не стыдно показаться в обществе. Люба все сильнее тяготится своим мужем, мечтая о блистательном свете, балах и салонах. И в скором времени Анна действительно приглашает ее на бал в качестве сопровождающей своего сына.

На балу сбываются все мечты девушки — она становится королевой бала и любовницей Вольдемара. Павлин уходит от дел. Занимаясь практически все время глажкой и стиркой нарядов жены. Он действительно любит девушку, но многое понимает

— его глаза видят отношение к нему Любы и его это гнетет. Однако герой не замечает того, что жена открыто изменяет ему с Вольдемаром. Вскоре в дом Анны Львовны приходит полиция и забирает Любу и Вольдемара. На попытки Павлина узнать, что происходит, он слышит следующие слова пристава: «Уймись, у тебя шляпа к башке приросла, или ты боишься рога показать?!» У Павлина открываются глаза. И если раньше читатель воспринимал героя с изрядно долей иронии, теперь ему становится откровенно жалко его.

Вольдемара увозят на север, а Любу отпускают — выяснилось, что любовник девушки присвоил себе драгоценности какой-то дамы, свалив всю вину на Любу. Прежде чем исчезнуть вместе с оболганной девушкой Павлин подходит к Вольдемару и говорит о том, что тот должен жениться на девушке, так как та от него беременна. То что она жената. Не должно смущать Вольдемара, так как Павлин обязуется исчезнуть, став при жизни мертвым.

Вольдемар путешествует по стране, все более приближаясь к месту своей ссылки. Как-то он замечает женский силуэт в окне. Он не может его узнать, но незнакомка явно хочет привлечь его внимание. Он заинтригован. Через некоторое время к нему подходит страшный, обросший старик и протягивает ему записку. С ужасом Вольдемар узнает в нем Павлина, девушка в окне оказывается Любой. В записке сказано, что Любовь Певунова теперь вдова, а Павлин говорит, что он мещанин Спиридон Андросов с законным паспортом. Вольдемару приходится жениться на нелюбимой девушке, но он не теряет времени даром, пропивая деньги, оставленные Павлином на жизнь. Девушка, поняв, какую страшную ошибку она совершила, раскаивается и часто плачет, Павлин шлет ей письма и записки. Через некоторое время пара снова исчезает.

Далее действие рассказа переносится на остров Валам, где стоит женский монастырь. В нем появляется новая послушница Людмила, о судьбе которой ничего неизвестно. Вскоре она погибает от слез и седой, лохматый старки ставит на ее могиле крест с эпитафией: «Схимонахиня Людмила, в миру грешная Любовь».

Так Лесков допускает своего читателя к различным эмоциям и чувствам к верному пониманию героя. И если бы рассказ строился целиком на сухом перечислении фактов, он не был бы таким трогательным. Именно в тонком соотношении реального и выдуманного, фактического и психологического и кроется великое мастерство Лескова-писателя и Лескова-психолога.




See also: