1. В чем таится притягательность историй о небывалых деяниях?

2. Литература как одна из сфер реализации творческого начала в человеке.



3. Влияние литературы на формирование личности.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов.

И печальная старость

К ним приближаться не смела.

Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги...

Гесиод

В сознании большинства людей существует четкая граница между представлениями о том, что в человеческих силах, а что — нет. Однако не всегда и не всем эта грань кажется непреодолимой. Ребенок гораздо естественнее воспринимает повествование о сверхъестественных способностях и грандиозных свершениях героев мифов и сказок, чем взрослый, уже очертивший себя заколдованным кругом «невозможности» тех или иных событий. Однако мечта о прорыве за грань так называемого невозможного никогда не умирает в общественном сознании совершенно: она воплощается в легендах и сказках, в которых повествуется о жизни великих героев, чьи таланты и поступки превышают возможности обычного смертного. Любая эпоха рождает такие сказания — это и мифы о подвигах Геракла, и легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, жития святых и рассказы о так называемых «новых людях». Большинство людей не считают себя способными совершать поступки, подобные подвигам великих героев, однако это не снижает значимость историй о свершениях, которые многие назовут вымыслом, так как этого просто не могло быть.

Века стирают память обо многих реальных событиях, но истории о битвах с огнедышащими драконами, о могущественных магах и пророках, усмирявших морские волны одним словом, о волшебных мирах, лежащих за гранью привычного понимания пространства и времени почему-то остаются. И не только дети любят волшебные сказки. Произведения в жанре фэнтези, воплотившем в себе черты эпоса, сказки, хроники находят множество поклонников среди людей всех возрастов. Попутно нужно отметить, что в наши дни наука находит все новые свидетельства существования иной реальности, а также подтверждения того, что человек может обладать способностями, которые традиционно называют сверхъестественными.

Так в чем же тут дело? Возможно, в том, что в неизмеримых глубинах человеческой души все еще живет память и мечта о «золотом веке», «земном рае», о сиянии Божественной Истины... «Земной рай» закрыт для человека, но это не значит, что он перестал туда стремиться. В подсознании остается надежда. Если очень постараться, может, и получиться воссоздать этот рай на Земле. Разве не на этом глубинном стремлении человека была выстроена коммунистическая идеология? Что такое светлое будущее, как ни новый «Золотой век»? Нужно только преодолеть все препятствия... А героические деяния — это всегда путь преодоления препятствий. Впрочем, во многих легендах добавляется мотив искупления некоего проступка, иными словами, герой, прежде чем достигнуть своей цели: счастья, душевного покоя, трона, Божественной благодати — должен стать достойным того, к чему он стремится. Ярким примером могут стать мифы о подвигах Геракла, ведь он совершает героические деяния по воле богов, чтобы искупить совершенное в приступе безумия преступление. Своего рода искуплением являются и скитания Одиссея, гонимого разгневанным богом Посейдоном. Следует отметить, что мотив искупления, нравственного очищения всегда присутствует в житиях святых, причем это не зависит от того, совершал ли человек какие-то дурные поступки или нет. Святой всегда считает себя грешником, который обязан очиститься от пороков, чтобы заслужить милость Бога.

Значение литературных произведений, повествующих о поступках, которые могут казаться лежащими за гранью доступного человеку, переоценить трудно. Рассказывая о небывалых подвигах героя, автор таким образом может наглядно продемонстрировать вершины, на которые способен подняться дух человека. Так, повествуя о скитаниях Одиссея, Гомер награждает его такими выразительными эпитетами, как «постоянный в бедах» и «богоравный».

Одна из задач литературы — сформировать и показать образ «богоравного» человека, то есть человека такого, каким он, по преданию, был в «Золотом веке» и каким должен быть. Естественно, не следует умалять и другую задачу литературы — изображать повседневную реальность, показывать человека таким, каков он есть в настоящее время. В литературе и искусстве наиболее ярко и полно проявляется и раскрывается творческое начало человека, который есть образ и подобие Бога, самого первого Творца и Художника. В литературе находят воплощение все мечты и чаяния человека, от самых прозаических до самых небывалых:

О, если б плащ волшебный взяв,

Я б улетал куда угодно! —

Мне царских мантий и держав Милей был этот плащ походный, — восклицает главный герой драмы И. В. Гете «Фауст». И литература, чьим материалом является слово, а им творил и Бог, создает мир, в котором все возможно, даже если в обычной жизни оно кажется неосуществимым. Ведь полет, о котором страстно мечтал Фауст — это не столько телесный, сколько духовный полет, освобождение от ограничений обыденности и привычных представлений о вещах и явлениях.

Но, создавая образ «богоравного» человека, литература способна также оказывать воздействие на умы обычных людей. Конечно, многие мотивы произведений, повествующих о великих героях и их свершениях, обычный человек может расценить как аллегорию или же счесть неправдоподобными. Например, автор «Песни о Роланде» явно преувеличивает мощь своего героя, рассказывая о том, как израненный Роланд крушит толпы врагов. По-разному можно понимать рассказ Гомера о путешествии Одиссея в царство Аида: как аллегорию, как отголосок древних верований, как описание магического обряда по вызыванию душ умерших... Но отвага Роланда и его преданность родине, предприимчивость и стойкость Одиссея, мудрость и проницательность Мерлина — разве эти качества абсолютно недостижимы?

Апостолы Христа некогда были обычными, ничем не примечательными людьми. Поверив в Иисуса, они тем самым поверили в возможность чуда — явления, выходящего из ряда привычного и понятного, — и тем самым поднялись над собой же. Повествуя о великих деяниях, кажущихся невероятными для обычного человека, литературное произведение может стать для человека своеобразным толчком, заставляющим подняться над своими мелкими слабостями и идти по трудной дороге самосовершенствования — пути всех великих героев.




See also: