1. Законы нравственности превыше всего.

2. Комментарии к повестям «Дубровский” и «Капитанская дочка”.



3. Гуманистические взгляды Пушкина на бытие и сущность человека.

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин — великий национальный поэт. Это исток, в котором берет начало вся русская литература. Он создатель русского литературного языка, мыслитель, писатель-гуманист. Все это относится и к его исторической прозе. Интерес А. С. Пушкина к истории во многом был обусловлен интересом к человеческой личности, к познанию исторических закономерностей и тем, как эти законы связаны с законами нравственности. Можно ли оправдать убийство во имя светлых идеалов или месть? Эти вопросы пытался решить писатель, обращаясь к историческим сюжетам. Когда Пушкин писал о теме народного восстания, его волновали в первую очередь нравственные стороны данного вопроса. Подробно тема народного бунта рассмотрена автором в двух произведениях — «Дубровском» и «Капитанской дочке».

По жанру «Дубровский» представляет собой аван-тюрно-приключенческий роман, хотя в основе истории Андрея Дубровского лежит подлинное дело поручика Ивана Муратова. Сюжет повести таков: два соседа-помещика, поссорившись, начинают вражду, которая закончилась смертью одного из них и «присуждением» его имения другому помещику. Сын умершего начинает мстить соседу. Он организовывает шайку разбойников. Позже под видом учителя проникает в дом своего врага, влюбляется в его дочь, пытается ее увезти, но терпит крах. Помимо захватывающего сюжета, который носит на себе отпечаток романтических традиций, в произведении присутствуют реалистические черты. К ним относится образ помещика Троекурова, образы чиновников, продажный суд.' Реалистично изображено то, что привело Владимира Дубровского к осуществлению мести, то есть причины восстания. Образ же молодого Дубровского — образ типично романтического героя. А. С. Пушкину был интересен и герой, но его поступок занимает большее внимание писателя. Разгадкой к пониманию позиции автора произведения является финал повести: карета с Машей и князем Верейским настигнута шайкой Дубровского, но Маша отказывается бежать с главарем разбойников. Она обвенчана, и нарушать клятву, которую дала пред алтарем, не будет. Героиня держит свое слово не ради того, кому она его дала, а ради себя самой, дабы сохранить свою душу в чистоте. По Пушкину, любое насилие, пусть и вынужденное, но оно не останется безнаказанным. Если человек встал на путь преступления, он уже не сможет быть счастливым. Ведь если в начале повествования у Владимира Дубровского был выбор, то после пожара в Кистеневке и смерти в огне чиновников — у него выбора нет. У Дубровского, как бы он не был нам симпатичен, нет будущего, он обречен на одиночество и скитания. Он отвечает злом на зло, мстит, тем самым увеличивая зло в мире, разрушая самого себя. Именно по этой причине он не достигает личного счастья.

Эти же мысли нашли свое воплощение в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Перед этим писатель изучил огромное количество архивных документов, беседовал с очевидцами бунта Пугачева. Все эти сведения запечатлены в «Истории пугачевского бунта», которую Пушкин написал в виде хроники. В повести «Капитанская дочка» эти же события облечены в художественную форму. Причины восстания носят объективно-исторический характер: толпы колодников, изуродованный после допроса башкирец. В повести по-новому осмысляется роль личности руководителя восстания.

Емельян Пугачев — беглый казак, мужик. Это отнюдь не романтический герой. Образ его реалистичен, поэтому он противоречив. Жестокость Пугачева граничит с великодушным отношением к Маше Мироновой, решимость предводителя соединяется с пониманием безвыходности своего положения и обреченности восставших. Пугачев обречен на поражение с самого начала несмотря на то что его поддерживают народные массы. И он это понимает в отличие от Дубровского. Пугачев рассказывает Гриневу сказку об орле и вороне, которую ему в детстве рассказывала старая калмычка. Именно эта обреченность и вносит трагический оттенок в повесть. С начала восстания праведный гнев народа оборачивается в ходе повествования противоположной стороной. Это необузданная первобытная жестокость управляет всеми действиями восставших. Зло, которое вызвал Пугачев к действию, вышло из-под его контроля. Оно начинает существовать само по себе, уже не подчиняясь самозванцу. Суды его быстры и несправедливы, кровожадны и жестоки. К войску Пугачева примыкают настоящие разбойники, убийцы, грабители.

Одним из приближенных Пугачева становится Швабрин, этот подлый, трусливый предатель, в душе которого живут только низменные корыстные помыслы. Ему противопоставлен Петр Гринев. Честь его не позволяет ему написать неправду, именно поэтому он рассказывает о тех страшных событиях честно, не приукрашивая и не идеализируя бунтовщиков. Тем серьезнее его свидетельства как честного противника. Кстати, симпатии Пугачева оказываются на стороне Гринева.

А. С. Пушкин в повести говорит нам не только о бунте в России, а о бунте вообще, как о социальном явлении. Любой бунт обречен на поражение, потому что с помощью насилия можно только разрушать. В основе любого насилия лежит ненависть, а созидающим началом является любовь. Автор этих удивительных и интересных произведений стоит на позиции неприятия зла в любом его проявлении, пусть даже и оправданном. Он показывает читателю причины народного бунта, понимает и сочувствует восставшим, но не является сторонником их позиции. Ведь путь, основанный на насилии, не приведет ни к чему. Это тупик. Ненависть способна только разрушать, а любовь — наоборот. И по этой причине восстание в повести «Дубровский» и в «Капитанской дочке» было подавлено. У восставших нет благородной цели, они воюют, чтобы мстить, разрушать.

На сегодняшний день данные произведения А. С. Пушкина актуальны. Да, можно установить связь между идеями Пушкина с последующим историческим развитием России. «Демократическая» мысль начала XX века основывалась на положительном восприятии социальной борьбы, адекватной оценке народных восстаний и революционных событий. Никто не задумывался над последствиями, к которым приведут эти народные волнения и недовольства. Идеи А. С. Пушкина прямо противоположны по своей концепции данной позиции. В основе всех устремлений великого русского поэта и прозаика — гуманистические идеи добра, гармонии, свободы и справедливости. И пути для достижения этих идей должны были быть лишены кровопролития и жестокости. Подтверждением тому являются слова выдающегося литературоведа, исследователя и знатока творческого наследия писателя Ю. М. Лотмана: «Для Пушкина... правильный путь состоит в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей...». В этом и заключена принципиальная позиция автора повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка».

У лирических героинь стихотворений Пушкина есть имена. Прекрасные женщины — современницы поэта. С одними он дружил, другими страстно увлекался, доверял свои мысли и мечты. Они вдохновляли великого русского певца любви на создание изумительных стихотворений. Многие из них («Желание славы», «Сожженное письмо», «Прощанье») А. С. Пушкин посвятил Е. К. Воронцовой, с которой познакомился в 1823 году. Поэт, встретившись с Воронцовой, пылко увлекся ей. Л. С. Пушкин (брат Александра Сергеевича) вспоминал: «Полуденное небо согревало в нем все впечатления, море увлекало его воображение, любовь овладевала сильнее его душою... Она давала ему минуты и восторга и отчаяния». Это необыкновенно сильное чувство оставило неизгладимый след в душе Пушкина. Поэт получил от Е. К. Воронцовой на память перстень-талисман. Им он очень дорожил, его берег и не расставался с этим символическим подарком. Свидетельство тому — нежное и печальное стихотворение «Храни меня, мой талисман», в котором автор говорит о том, что духовная связь двух людей сильнее, она неистребима. Он понимает, что им никогда не быть вместе, в силу жизненных обстоятельств, но чувство, которое связывало их, не умрет:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда: спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Шедевром пушкинской поэзии о любви является, безусловно, стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), которое поэт посвятил красивой и обаятельной женщине А. П. Керн. Встреча ней в годы Михайловской ссылки произвела на Пушкина «впечатление глубокое и мучительное». В день отъезда Анны Петровны поэт вручил ей стихи, обращенные к ней. «Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы “Онегина”, на неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами “Я помню чудное мгновенье...”, — вспоминала она. — Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю». Встрече А. С. Пушкина с Керн мы обязаны этим одним из великолепнейших творений поэта. Любовь вызывает в душе лирического героя взрыв эмоций, сильнейшую гамму чувств:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.




See also: