1. Понятие «совесть».

2. Противоречивость характера Иуды Искариота.



3. Великое раскаянье и величие духа.

Многие писатели на страницах своих произведений задавались вопросом, какая сила руководит человеком? Почему он делает именно так, а не иначе, хотя в некоторых случаях, решение, казалось бы, совершенно противоречит установленным порядкам. Что человека толкает на поступки, результатом которых может быть, к примеру, спасение другого и одновременно серьезная угроза для собственной жизни? И наоборот? Что толкает человека на поступок, заведомо подлый, осуждаемый нравственными законами? Почему зачастую, только совершив грех, обрекая себя на вечные угрызения совести, человек осознает, что не стоила затраченных на нее средств, что выгода, полученная в результате преступления, отнюдь не принесет ни удовлетворения, ни радости?...

Леонид Андреев также попытался выяснить мотивы, толкающие Иуду Искариота на предательство. Здесь евангельская легенда получает совершенно противоположное традиционному звучание. Образ Иисуса несет в себе самое светлое, чистое, что может быть на земле. Ученики должны донести до народа его идеи, однако на деле оказывается, что единственным настоящим почитателем Христа оказывается только Иуда, который одновременно и является главным его предателем. Апостолы заняты только собой, а любовь и прижизненное почитание учителя, это не что иное, как своеобразная плата за входной билет в царствие Божие. Здесь можно вспомнить спор Иоанна и Петра. Настоящим связующим звеном между Иисусом и людьми опять же выступает все тот же предатель. С самого начала учителя предупреждают, что ему не стоит верить такому человеку, как Иуда. Даже внешность этого человека сразу настраивала окружающих против него: «досадно-жидкий» голос, «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный» череп, внушающий недоверие у окружающих. Не менее безобразно было и лицо Иуды: один глаз его был слепой и неподвижный, а другой живой и хитрый. Этот человек не может жить без злословия. Он прекрасно разбирается в человеческой психологии и не ждет от окружающих ничего хорошего. Иуда искренне уверен в том, что каждый человек в жизни рано или поздно обязательно совершит какой-нибудь неблаговидный поступок или даже преступление. Просто умные люди умеют это мастерски скрывать. Самое удивительное, что многие слова Иуды сбываются. Так, к примеру, перед каждым селением он уверено говорит о том, что жители неверно истолкуют слова учителя. Когда Фома решает проверить это и возвращается в селение, он убеждается, что Иуда полностью прав. Несмотря на враждебность к миру и двойственность натуры, кажется, что именно Иуда более всех других предан учителю. Он спасает Иисуса, когда того хотят побить камнями жители одной из деревень. Кроме того, он человечнее всех остальных по отношению к несчастным. К примеру, он крадет деньги, чтобы отдать их голодной блуднице. Кажется, что Иуда предает своего учителя только для того, чтобы с одной стороны, доказать самому Иисусу, что у него по-настоящему так и не появилось последователей. Здесь также важен образ самого Христа, который выше пошлой мелочности, предательства окружающих его людей. Он знает о предательстве Иуды, однако все равно оставляет ему право выбора. Именно поэтому, когда ночью в Гефсиман-ском саду предатель просит учителя приказать ему остаться, Иисус молчит. Спаситель сознательно идет на смерть, зная, что только подобная мера, может хоть как-то пронять жестокие сердца людей. Он не хуже Иуды замечает все несовершенства этого мира, однако в отличие от своего нерадивого ученика он до последнего мига своей земной жизни уверен в том, что в человеке обязательно победит добро над злом. Все отворачивается от Иуды, называя его предателем. Однако когда этот человек предлагает апостолам предпринять какие-нибудь шаги для спасения учителя, никто из них ничего не предпринимает. Единственным человеком, понявшим Иисуса, оказывается прокуратор Пилат, однако он уже не в силах сдержать толпу, требующую публичного распятия Христа. Иуда до последнего сопровождает Христа, он следует вслед за ним на Голгофу в надежде, что люди еще одумаются.

После смерти учителя Иуда осознает, какой страшный поступок он совершил. В тот момент, когда другие ученики Христа со страхом ожидают стражников, так называемый предатель предстает перед синедрионом. Он горстями бросает деньги в лица судей и заявляет, что поскольку казнен невинный, то эта позорная смерть вовеки не кончится. Ученики Христа по сути своей еще хуже предателя, поскольку если он осознал свою вину и раскаялся, то апостолы так и не поняли, что они совершили. Иуда справедливо упрекает соратников Иисуса в бездеятельности: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать!... Почему вы живы, когда он мертв?...». Этот человек сообщает, что идет вслрд за Христом и зовет их с собой. Никто из учеников не разделил его участь. Зная, что самоубийство — тяжелый грех, Иуда, тем не менее, сознательно идет на этот поступок ради своего учителя.




See also: