1. Образ лирического героя в раннем творчестве.

2. От юношеского романтизма к зрелому реализму.



3. Итог душевных исканий поэта.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

М. Ю. Лермонтов

Творческий путь М. Ю. Лермонтова — это всего тринадцать лет. Но как много он успел написать за это время! Стихи, поэмы, драматические произведения, роман, ставший портретом целого поколения. Поэт словно предчувствовал, что судьба отпустила ему мало времени. Он начал писать очень рано. Причем мальчик не боялся уже в детском возрасте пробовать писать в разных жанрах. Ранние кавказские поэмы, написанные еще мальчиком, поражают взрослым знанием жизни и глубиной размышлений юного поэта. Но преобладающим жанром, в котором работает юный Лермонтов, является лирика. Тогда же оформляется и образ его лирического героя. Он во многом автобиографичен. Лирический герой так же, как и юный поэт, мечтает о подвиге и убежден в своей исключительности. Он постоянно находится в конфликте с окружающим миром и бесконечно одинок. Ощущение одиночества и несхожести с другими людьми будет пронизывать все творчество Лермонтова. В одном из стихотворений поэт признается:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почел потерянным досугом.

Мне кручно в день, мне скучно в ночь.

Надежды нету в утешенье;

Она навек умчалась прочь,

Как жизни каждое мгновенье.

При этом его лирический герой одержим стремлением действовать и в этом стремлении он часто вступает в противоборство с другими людьми. А в результате он либо погибает, либо становится изгоем. Таковы герои ранних поэм Лермонтова «Хаджи Абрек», «Исмаил-Бей», «Аул Бастунджи».

Но чем старше становился поэт, чем больше он соотносил свои мечты и переживания с реальной жизнью, с судьбой своего поколения, тем больше юношеский романтизм уступал место изображению действительности. Лирический герой Лермонтова уже не сосредоточен на себе одном, своих чувствах и мечтаниях, его глубоко волнует судьба родины и судьбы его современников:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Устами лирического героя поэт говорит о малодушии, молодого поколения, о его неспособности испытывать сильные чувства, он предрекает ему самую страшную судьбу: забвение и насмешку потомков.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Примечательно, что в этом стихотворении поэт употребляет местоимения «мы» и «наше» (поколение). То есть он уже не отделяет себя от обычных людей. Если герой ранних произведений поэта был убежден в своей исключительности и поднимал себя над толпой, то в более зрелом возрасте он отказывается от лирического высокомерия в отношении других людей. Лирический герой признает себя одним из них. Он из того же поколения, томящегося жизнью и обреченного на бездействие. Но в отличие от всех остальных он — Поэт и может то, на что не способны другие. Размышления о своей судьбе, и о своей роли — роли поэта, Лермонтов изложил в стихотворении «Пророк». Это стихотворение — своеобразное продолжение пушкинского с тем же названием. Пророк, стремившийся провозглашать «любви и правды чистые ученья», встречает лишь злобу и проклятия тех, в ком он стремится пробудить все лучшее. Поэт-пророк вынужден бежать в пустыню. Там живет он в согласии с природой, всеми живыми тварями и звездами. Когда же ему приходится появляться среди людей, они встречают поэта насмешками и презрением за его наготу, бедность и худобу. И никто не хочет признать того, что «бог гласит его устами». Но лирический герой Лермонтова, уже научился мысленно уноситься прочь, от толпы бездушных масок, окружающих его пестрою толпою. Хотя порой, когда шум этой толпы, разрушает очарование мечты поэта, ему хочется:

...смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

Но такое желание поэт испытывает все реже. Все чаще его охватывает ощущение мимолетности, непрочности бытия. Его лирический герой томится тем, что уходят лучшие годы, а в душе его не остается уже ни желаний, ни любви, все кажется пустым и ничтожным и в первую очередь сама «жизнь... такая пустая и глупая штука...».

Те же мотивы звучат и в одном из последних стихотворений Лермонтова «Морская царевна». Прекрасная дочь морского царя, заманивающая героя дивной красотой, при ближайшем рассмотрении превращается в «чудо морское с зеленым хвостом». Вообще в любви лирический герой Лермонтова, несчастлив так же, как и сам поэт. В отношения влюбленных то и дело вмешиваются посторонние обстоятельства, нередко роковые, часто любовь бывает неразделенной. Лишь в мечтах еще живет идеальный образ возлюбленной:

Но верные мечты тот образ сохранили

В груди моей; тот взор, исполненный огня,

Всегда со мной.

Лирический герой Лермонтова, ощущая непрочность и быстротечность жизни и иллюзорность надежд на счастье, в конце концов примиряется с жизнью, как примиряется с судьбой и герой его последней романтической поэмы «Мцыри». Выросший в монастыре, «в душной келье», юный горец, всей душой рвется на родину. Он бежит из обители, в надежде отыскать путь домой. Три дня, проведенных на воле, для юноши дороже всей предшествующей жизни, прожитой «в тюрьме». Но мечты его неосуществимы, он никогда не найдет дороги домой. Природа, поразившая юношу своей красотой, становится преградой между ним и родиной. Перед смертью герой просит перенести его в монастырский сад, где он надеется получить привет, с недостижимой родины.

И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!

За тринадцать творческих лет лирический герой Лермонтова, проходит сложный путь от романтической восторженности, до реалистичного восприятия мира и жизни. Если поначалу герой противопоставляет себя обществу, то впоследствии он окунается в жизнь людей, пытается понять и осмыслить ее. И хотя выводы, к которым он в конце концов приходит, не веселые, поэт примиряется с жизнью и не проклинает ее.




See also: