1. Манера повествования.

2. Герои романа.



3. Символы в произведении.

4. Ценности настоящего и прошлого.

Судьба великого русского писателя М. А. Булгакова была очень непростой. Творчество Булгакова позволяет нам лучше понять все, что творилось в России после Великой Октябрьской социалистической революции. Свой роман «Белая гвардия» писатель посвятил Л. Е. Белосельской-Белозерской, ставшей его второй женой.

Роман был написан в 1925 году. Очень интересна манера повествования. Булгаков обратился в традициям русской, классической литературы, которые уже воспринимались как «старомодные» и ненужные. Писатель показывает самую обыкновенную семью, живущую в Киеве в «доме белого генерала». На Украине идет страшная братоубийственная война, которая стала следствием революции. Об этом сказано в самом начале: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй».

Героями романа «Белая гвардия» являются Алексей Турбин, его сестра, очаровательная Елена, младший брат Николка, муж Елены, а так же «старинные» друзья детства. В этом произведении жизнь семьи показана с мельчайшими бытовыми подробностями. Мы узнаем о том, что в доме Турбиных были старинные часы, печка с изразцами, книжные полки. Казалось бы, эти предметы не имеют какого-то значения, они могли встретиться в каждом доме. Однако в творчестве Булгакова нет и не может быть ничего случайного. Предметы, о которых говорится в романе, имеют свое значение. Они олицетворяют собой мирную, спокойную счастливую жизнь, которая, увы, ушла в прошлое. Человек не может оставаться равнодушным к собственному быту. Любимые предметы нужны не только для личного комфорта. Они значат гораздо больше, символизируют для человека его пространство, место, где он отдыхает душой. С древним мудрецом невозможно не согласиться. Дом очень много значит для человека, он выступает как сосредоточение культурных и духовных ценностей. Быт и бытие — слова одного корня. Духовные ценности не могут существовать без ценностей материальных. В романе Булгакова «Белая гвардия» предметы предстают не только и не столько как ценность материальная, они воспринимаются нами прежде всего как ценность культурная. Обстановка, в которой живет семья Турбиных, не менялась со времени их раннего детства. И нам, читателям, предоставляется возможность узнать об этой мирке все или почти все. Бытовые мелочи привлекают, очаровывают нас. Они не только не кажутся несущественными, но, напротив, разрастаются до философского восприятия. Жизнь, к которой привыкли Турбины, привычная и мирная, закончилась. И только обстановка, не менявшаяся много лет, дает ощущение надежности и защищенности. Однако это впечатление конечно же обманчиво.

Кровавые события не минуют семью Турбиных. В романе постепенно нагнетается ощущение, что вот-вот произойдет что-то непоправимое. Турбины это прекрасно понимают. Но пытаются отсрочить неизбежное, создать для себя иллюзию, что все идет как раньше. Именно поэтому для них самих столь важна привычная домашняя обстановка: самовар, белая скатерть, старинные бронзовые часы, играющие гавот и другие часы, которые бьют башенным боем, резцовая печь, ковры, «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущие таинственным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры...».

Все это очень нужно для человека. Но после революции символы уюта утрачивают свою ценность, начинают восприниматься как нечто ненужное, устаревшее. Новые хозяева жизни — пролетарии — отрицают чуждые их менталитету культурные ценности. И в связи с этим особенно горько наблюдать за семьей Турбиных» которые как бы прощаются с культурой уходящей эпохи. Становится ясно, что пройдет совсем немного времени, и от былого величия ничего не останется. Уйдут в прошлое уютные дома с красивой мебелью и множеством дорогих сердцу предметов. Булгаков не случайно детально изображает обстановку дома Турбиных. Эти детали нам говорят очень много, заставляют задуматься, насколько гармоничной была жизнь людей до страшного семнадцатого года.

Турбины и Тальберг сознают: «жизнь... им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести р севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальние, тем хуже». У них есть смутная надежда, что все изменится в лучшую сторону. Однако с каждым днем эта надежда гаснет, «а кругом становится все страшнее и страшнее».

Надвигается нечто страшное и непоправимое. Турбины не могут этого не понимать, ведь они умные, образованные люди. Они бессильны что-либо изменить. И страх перед катастрофой они пытаются заглушить, погружаясь в мир собственного дома. Здесь так же хорошо, уютно, как было много лет назад. Как жаль, что скоро этому придет конец. «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи».

Новым «хозяевам жизни» не нужны ценности прошг лого. И не случайно в романе Булгаков говорит о том, что в печи сгорит «Капитанская дочка». Эта книга как бы олицетворяет культурные ценности, которым не устоять перед агрессивным натиском. «Упадут стены» — этой фразой Булгаков предупреждает, что в опасности оказывается одна из главных человеческих ценностей — дом.

Дом не в смысле жилье одной семьи, а более широкое понятие. Есть мудрая английская пословица: «Мой дом — моя крепость». И в романе «Белая гвардия»» дом семьи Турбиных — это символ счастливой и гармоничной жизни образованных, умных и в высшей степени достойных людей. Социальные катаклизмы разрушают то, что было хорошим, правильным. Что приходит взамен? Только что-то страшное, непонятное, угрожающее. Старые традиции уходят в прошлое. А новая жизнь приносит только кровавую действительность.

В романе Булгакова «Белая гвардия» есть автобиографические мотивы. Писателю пришлось на себе испытать все тяготы гражданской войны. Булгаков имел свою точку зрения на революцию и все, что последовало за ней. Писатель совсем не случайно столь подробно изображает мельчайшие подробности быта семьи Турбиных. Он вспоминает жизнь собственной семьи, которая была для него самого олицетворением счастья и гармонии.

Булгаков родился семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии. Став взрослым, писатель всегда вспоминал о своей «беспечальной» юности, о том, каким уютным и теплым был родной дом. В семье Булгаковых была удивительно доброжелательная атмосфера. Именно такие же отношения писатель показал в романе «Белая гвардия». В самом начале романа, когда речь заходит о матери Турбиных, ее называют «светлой королевой». К собственной матери у Булгакова было похожее отношение, он очень любил и восторгался ею.

Отец писателя был очень трудолюбивым и талантливым человеком. И с детства Михаил Афанасьевич привык ценить образованность, мудрость, стремление к знаниям. В романе мы встречаем фразу: «Лучшие на свете шкапы с книгами». Эти слова как нельзя лучше показывают, насколько они были важны для самого автора.

Симворолы мирной жизни противопоставляются разрушению, которое несет гражданская война. Счастье, благополучие, гармония уходят в прошлое. Новая жизнь должна принести за собой новые ценности, духовные и культурные. Но, увы, мы их не видим, лишь понимаем, насколько велика трагедия, навсегда разрушившая огромный пласт культуры.




See also: