I. Решимость и непоколебимая вера.

2. Самоотверженность хрупкой женщины.



3. Нравственная опора мужчинам.

Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня.

С. Е. Лец

Н. А. Некрасов в своих произведения обращается к самым разным сторонам жизни людей. Каждый из них предстает перед поэтом в своей неповторимой индивидуальности. И в каждом из них автор находит те особенные черты и оттенки, которые позволяют выделять его из многих других непохожих друг на друга людей. Так, в поэтическом наследии Некрасова мы находим весьма животрепещущую тему — декабристкие события 1825 года. Вернее, поэт обращается не к самому восстанию, а к его последствиям. Но самыми тяжелыми они были именно для жен декабристов, которым прошлось покинуть свои семьи и даже детей для того, чтобы не оставлять в одиночестве смелых мужей. Многие из них не разделяли или, вернее, не знали об их антиправительственной деятельности. Но супружеские узы женщины поставили на самое первое место. Их пытались убедить в том, что они, отправляясь в Сибирь со своими мужьями, теряют не только роскошные и удобные палаты, но и все свое состояние. Поэтому в этой жизни они могут рассчитывать только на судьбу и поддержку мужа. Не только знатные сановники, но и родственники старались уберечь их от опрометчивого шага. Даже по дороге в Сибирь все еще оставалась надежда: все бросить и вернуться к родным. Но такое для этих мужественных женщин было неприемлемо.

Их подвиг воспевал ни один поэт. Но возбуждающий по духу и накалу страстей текст удалось создать Н. А. Некрасову. По мнению исследователей, многие из произведений о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодое поколение на борьбу за свободу угнетенного народа. Поэт же для описания этого мужества избирает другой объект — это жены ссыльных. Они получают воплощение в его произведении «Русские женщины». Главными героинями выступают две «декабристки»: княгиня М. Н. Волконская, княгиня Е. И. Трубецкая.

У Волконской была нелегкая судьба: ей пришлось оставить дома сына, который прожил недолго в разлуке с матерью. По этому случаю А. С. Пушкин написал стихотворение, которое отправил княгине. Она же не только смогла поддержать своего мужа на протяжении долгих лет и вернуться после смерти Николая I домой, но и вела записи, которым доверяла все свои душевные переживания. Не менее трагична и судьба княгини Трубецкой. Посмотрим, какой она предстает в произведении Н. А. Некрасова.

Екатерина пытается убедить не столько, наверное, отца, сколько саму себя в том, что поступает верно, следуя за мужем. Она совершенно не представляет, что ждет ее впереди, но готова ко всем испытаниям.

О, видит Бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гэрдись — я дочь твоя!

Она прощается со всем, что ей было дорого. И об-„ ращается не только к родным, но и к природе. В холодных зимних ветрах не будет той прелести и такого прекрасного пейзажа, как в родном крае и тех странах, в каких ей удалось побывать. Также Екатерина прощается и со своей молодостью. Для описания такого периода жизни поэт выбирает те черты, которые наиболее полно характеризуют саму героиню. Она жила среди балов и роскоши, что показывает ее неприспособленность к казарменной жизни. Но и это ее совершенно не пугает. Наоборот, она словно на крыльях летит к своему мужу, даже секретарь замечает, что так не ездит даже государь. Однако прошлое не хочет ее отпускать. Н. А. Некрасов показывает, что, несмотря на все свои заявления, в душе каждой из покинувших родительский кров остается образ милого дома. Поэт говорит нам о том, что они созданы не из стали, хотя всем упрямо хотят доказать обратное.

По дороге Екатерине встречается партия ссыльных, она дает им денег. Но ее продолжают тревожить различные думы, и она стремится убежать от них во сне. Но и это состояние не приносит ей долгожданного покоя. Путешественница узнает, что ее муж жив, и она в скором времени сможет, наконец, его увидеть. Эти долгие дни пути принесут радость встречи.

Шли долго, долго... Наконец

Дверь визгнула — и вдруг

Пред нею он... живой мертвец

Пред нею — бедный друг!

Упав на грудь ему, она

Торопится спросить «Скажи, что делать? Я сильна,

Могу я страшно мстить!

Достанет мужества в груди,

Гэтовность горяча,

Просить ли надо?» — «Не ходи,

Не тронешь палача!»

Но это был всего лишь сон. Однако с помощью таких элементов Н. А. Некрасов показывает, что душой жены всегда со своими мужьями. Они пытались найти пути спасения: разжалобить палача. Но, понимая в конечном итоге тщетность своих усилий, приходили к выводу, что только сами смогут стать надежной опорой на этом трудном пути. Однако сон это не единственная преграда, которую приходится преодолеть Екатерине. Она оставляет своего верного спутника в Иркутске, который не перенес двухмесячной бешеной скачки по замерзшим дорогам.

Решительность и твердость женщины, которую Н. А. Некрасов выбрал в главные героини, непоколебима. С такой напором сталкивается губернатор одной из станций. Он говорит о том, что знает ее отца и просит вернуться назад. Когда же та отвечает отказом, то он сообщает о том, что не будет закладывать новый экипаж. Но это не влияет на ее решимость. Недуг отца тоже не становится для нее причиной для возврата назад, да и здешний губительный климат ее не пугает. Екатерина готова спрятать в себе слезы и дать тем самым силы своему мужу.

Мой долг, — я слез не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

Тогда губернатор прибегает к весьма действенному средству — называет ее рабой. Но она не задумываясь отвечает:

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Н. А. Некрасов представляет нам страстный крик души, который разрушает все сомнения в правильности выбранного пути. Эти слова становятся своеобразным манифестом всех жен, последовавших за своими мужьями в холодный дикий край. Губернатору не удается сломить упорство усталой женщины. Тогда он просит ее подписать бумагу об отречении от всех прав. Так в сердце Екатерины остается только ее неуклонная вера в своей правоте. Начальник был уверен, что это остановит великосветскую даму, но он снова ошибается.

У вас седая голова, l

А вы еще дитя!

Вам наши кажутся права

Правами — не шутя.

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо — лошадей!

Женская любовь и преданность своему мужу все же смогли растопить сердце губернатора. Он пугает ее тем, что отправит дальше по этапу, но все равно потом дает экипаж.

Нет! вы поедете!.. — вскричал

Нежданно старый генерал,

Закрыв рукой глаза —

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза)

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

И разве их не ставил я?

Я делал все, что мог,

Перед царем душа моя

Чиста, свидетель бог!

Губернатор приказывает запрячь коней и обещает, что Екатерина доберется до места за три дня, хотя на станции он держал ее больше шести суток.

...Я не могу; я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит)

Эй! запрягать, сейчас!..

Княгиня последовала за свои мужем С П. Трубецким в 1826 году. Она добралась до Сибири и жила там долгое время, пока не умерла в 1853 году. Но его образ, воспетый в произведении Н. А. Некрасовым, продолжает жить и зажигать наши сердца тем пламенным огнем уверенности и правоты в своих действия и поступках.

Декабристские жены заслужили, чтобы им был поставлен такой поэтический памятник, который не разрушат ни время, ни погода. Но главное они останутся в памяти каждого из нас, показывая, что нужно отстаивать свои убеждения до конца и жить ради другого человека, даже если ты не разделяешь его взглядов. Именно на такой взаимопомощи и сочувствии и строится не только семейный союз, но и мир вообще. Н. А. Некрасов нашел очень красочные образы и смог через них показать свое восхищение подвигом светских женщин, которые ничего не знали кроме балов и маскарадов. Но им в жизни выпала большая миссия — отправиться за мужьями в Сибирь, чтобы стать для них моральной опорой.




See also: