1. Значение античной литературы.

2. Особенности изображения богов.



3. Уязвимость богов.

Античная литература дала нам имена Гомера и Вергилия, Аристофана и Плавта, Софокла и Сенеки. Основы философии заложены Аристотелем, Платоном, Сократом, Демокритом. Гениями математики были Архимед и Пифагор. Отцом медицины стал Гиппократ. Скульптура и архитектура древней Эллады — образец красоты и гармонии. Время донесло до нас дивные творения Фидия и Праксителя. Греция подарила нам мифологию, боги и герои которой вошли в нашу культуру, литературу и искусство. Надо сказать, что древнегреческую мифологию иногда называют греко-римской, потому что, наследуя культуру Эллады, римляне приняли ее пантеон. Они отождествляли своих богов с греческими. Зевс стал Юпитером, Гера — Юноной, Афина — Минервой, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой.

В греческой мифологии выделяют два периода: до-олимпийский и олимпийский. Древнейшие хтони-ческие (от слова хтон — земля) божества связаны со стихийной силой земли и подземным царством мертвых. Они были ужасны и наводили страх: Эринии — окровавленные старухи со змеями в распущенных волосах, Тифон — стоглавое огнедышащее чудовище, Ехидна — дева с телом змеи, Химера с тремя головами — львицы, козы и змеи и пламенем изо рта. Эти существа с их неуправляемой мощью были побеждены богами-олимпийцами. Зевс, Гера и Аид разделили власть над миром. История греческих богов шла от хаоса к порядку, от уродства к красоте, от богов к человеку. Антропоморфизм, то есть представление богов в человеческом образе, стал отличительной чертой мифологии греков. Боги не возникли из ничего, они рождены, поэтому нуждаются в еде и пище, сне и отдыхе. Их нельзя убить, но можно ранить, и они страдают от боли.

«Во мраке чувств от страданий померкло прекрасное тело»,

«Она удаляется, смутная, с скорбью глубокой», — говорит Гомер о раненой Афродите.

В сверкающих чертогах Олимпа боги спорят и ссорятся, пируют и наслаждаются пением Муз. Они влюбляются, ревнуют, завидуют, веселятся, сражаются, трудятся. Да, да трудятся. Ведь именно боги научили людей земледелию, ремеслам, охоте, искусствам, мореплаванию. Они как люди, только наделенные неземной красотой, вечной молодостью и беспредельным могуществом. И как в человеке, в них уживается высокое и низкое. Характер богов-олимпийцев сложен и противоречив.

И все в мифах они чаще предстают перед нами снедаемые слабостями и страстями. Тщеславие, злопамятность, хвастовство, жестокость, коварство, любвеобильность — все это присуще богам. Поэт V—VI веков до нашей эры писал:

Что среди смертных позором слывет и клеймится хулою —

То на богов возвести нам Гомер с Гесиодом дерзнули.

Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Действительно, читая «Иллиаду» Гомера, мы видим, что Елена бранит Афродиту. Богиня зовет ее в опочивальню, где «на ложе точеном светел красой и одеждой» ждет ее Парис. Красавица отвечает: «Ах, жестокая! Снова меня обольстить ты пылаешь? Являешься мне с злонамеренным в сердце коварством? Шествуй к любимцу сама... вечно при нем изнывая супругою или рабою». И эти дерзкие слова остаются безнаказанными. Не всегда боги так великодушны. За непочтение к своей матери Латоне Аполлон и Артемида покарали Ниобею, сразив стрелами всех ее детей. Афина превратила девушку Арахну, искусную рукодельницу в паука, за то, что смертная осмелилась вызвать небожительницу на состязание в ткачестве.




See also: