В творчестве Ивана Андреевича Бунина талантливо сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов-предшественников, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Но и проза Бунина так же лирична, как и его стихи.

Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Если на рубеже века эта тема была в творчестве Бунина одной из главных, то с середины 1900-х годов Бунин все больше обращается к лирике философской, которая продолжает тютчевскую проблематику. Любимое время суток Бунина-поэта — ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно неповторимые ночные впечатления.

В изображении природы Бунин близок к таким поэтам, как Фет и Жуковский. И Фету, и Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств они изображают ее живой и одновременно застывшей, уснувшей. А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию Бунина с поэтами-романтиками XIX века.

Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. Все они красочные, наполненные звуками, запахами, насыщенные красками, движением. Так в стихотворении «Раскрылось небо голубое…» он рисует нам великолепный пейзаж:

Раскрылось небо голубоеМеж облаков в апрельский день…

Перед нами сразу встает прекрасная картина солнечного весеннего дня. В воздухе растворен «запах пряный», «атласный блеск березняка», сверкание «лиловой, пятнистой» змеиной кожи радует глаз. Обилие запахов и красок, нежных и простых, переносит нас в этот лес. Бунин рисует нам яркую, красочную, живую картину. Именно живую, потому что в лесу «сером и сухом» идет жизнь.

Змея, шурша листвой дубовой, Зашевелилася в дупле И в лес пошла…

Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи.

Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это.

Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной.

В 1880—90-х гг. любимой темой стихов у Бунина была природа. Чудесный пейзаж нарисован в стихотворении «Листопад». Это образ осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные хоромы:

Лес, точно терем распитой, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Но есть в стихотворении место и другой картине, тусклой и мрачной, печальной и угрюмой.

Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят.

Краски здесь уже другие: лес «весь пожелтел и полинял», и «теперь уж тишина другая». Казалось бы, как можно услышать оттенки тишины. Но удивление проходит после того, как Бунин нам рисует картины мертвой и живой тишины. Также поражает умение подобрать слово и сравнение так, чтобы предмет ожил.

Бунин, очень тонко подбирая слова, словно рисуя маленькими четкими штрихами, создает нам очаровательные картины природы. Стихотворения его музыкальны и красочны.

Примерно с середины 90-х годов XIX века в творчестве Бунина нарастает «звездная тема». Для поэта звезды — это воплощение «предвечной красоты и правды неземной», они противопоставляются «заблудшей земле».

Одно только звездное небо,Один небосвод недвижим,Спсгкойный и благостный, чуждыйВсему, что так мрачно под ним.

Поэт сумел связать воедино образ природы и родины.

Проза Бунина также отличается точностью слова и красотой описания. Бунин уже использует образ природы не для воспевания ее самой, а для того, чтобы усилить впечатление, например, от процесса вымирания дворянского гнезда в «Антоновских яблоках». Лейтмотивом звучит запах антоновских яблок. Кажется, что он растворен в воздухе, мы ощущаем его. Образ осени Бунин использует и для того, чтобы показать нищету в произведении «Деревня». «Бури и ледяные ливни, дни, похожие на сумерки, грязь в усадьбе, усеянная мелкой, желтой листвой акаций, необозримые пашни и озими вокруг Дурновки и без конца идущие над ними тучи опять томили ненавистью к этой проклятой стране, где восемь месяцев метели, а четыре дожди». Мрачная, дождливая, холодная осень вызывает ненависть. Но Бунин и любит осень одновременно, иначе не было бы таких живописных сравнений. осеннего леса с «чертогом из янтаря», с «теремом расписным».

Природа у Бунина обворожительна, гармонична, ее красота безупречна и жива. Особую прелесть Бунин находит как в тишине и недвижимости природы,, так и в ее жизни, движении.