Главным героем романа «Тигроловы» выступает политический узник, который убежал из поезда, с этапа. В изображении Григория Многогрешного, потомка давнего гетманского казацкого рода, И. Багряный показал национальный характер (ведь неслучайно фамилия героя Многогрешный, такая же как, что и у известного гетмана Демьяна Многогрешного, которого в 1668-1672 годах заслали за Иркутск). Герой крепкий и духовно, и физически, готов бороться за человеческую сущность, а главное, за ее сохранение в любых обстоятельствах, он - будто олицетворение образа непокоренной Украины.

Многогрешний - это человек, который уже не может найти покоя в этом мире. Начало и конец романа изображают движение. Убежав от преследователей, герой находит относительный покой в глубинке Сибири, но когда случается возможность мести, и эта месть осуществлена, Григорий снова срывается с места. Мотив побега является реализацией движения в романе: в начале - это бегство с этапа, а в конце - за границу, в Китай. Еще во время первого следствия Многогрешний говорит майору Медвину: «Мы тебя будем преследовать всю жизнь и будем провожать тебя в могилу, - тысячи нас, замученных, истязаемых…». Отомстив себя и за все, Григорий должен принять лишь одно-единственное правильное решение: «…в Маньчжурию, в Китай, в Японию…»

Первые два раздела произведения - «Дракон» и «Мир на колесах» - противопоставленные. Влечение Багряного - знаменитый «дракон», что наелся людьми… Влечение - синоним демона-государства, «не из китайских сказок и не из пагод Тибета - он снялся где-то из громыхающего центра страны «чудес», вылетел из черного ада земли людоловов и мчался над пространствами…» Железный символ безжалостной, нечеловеческой эпохи. СССР в произведении возникает как «тюрьма народов», а Украина - будто сорванная со своего расположения земля, так как за много километров от нее, на Далеком Востоке, живут украинцы-изгнанники. Вместе с тем в «Тихоокеанском экспрессе номер один», в «мире на колесах» едут по маршрутом «Негорелое - Владивосток» по экзотике настоящие моральные уроды, легко покачиваясь в мягких купе.

Апофеоз бессмыслицы страны «чудес» видим, когда встречаются два случая с политзаключенными: «Кто-то съехал с толку в этой стране. Один этап шел восточнее, второй на мероприятие, а посредине - еще один этап, только без конвоя». Тогда, во время первого путешествия в город, Григорий по-настоящему остро ощущает, что он тот, кого будут преследовать всю жизнь.

В определенной мере, тема и место действия романа обусловлены автобиографически, так как сам Иван Лозовягин (настоящее имя Ивана Багряного) после постановления особого Совещания при Коллегии ДПУ УССР 25 октября 1932 года: «…Лозовягина-Багряного И. П. из-под стражи освободить, лишив права проживать на Украине на протяжении трех лет» - оказался в ссылке - на Дальнем Востоке. Территория Уссурийской тайги, Зеленый Клин - место поселения украинцев-изгнанников. И. Багряный описывает два типа охоты - охота людей на тигров и людей на людей. Роскошная природа Уссурийской тайги выступает антитезой современному обществу.

Одной из основных проблем, заявленных в романе, является проблема - как остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах, автор поднимает проблему сохранения человечности вопреки всем травлям, издевательству, моральным и физическим. Псевдоним писателя - Багряный - выступает чрезвычайно символическим для эпохи, в которую жил автор. В «Тигроловах» И. Багряный показал несломленный, гордый человека, полный жизненной силы, воли к жизни и борьбе.

Уже через четыре года после написания романа Юрий Шорох напишет благоприятный отзыв о «Тигроловах» как об украинском приключенческом романе. Действительно, в этом романе есть все признаки приключенческого романа - можно выделить четкую градацию персонажей на две категории: положительных и отрицательных, а также обязательную конечную победу доброго начала над злом. Тем не менее, для И. Багряного, кроме приключенческого сюжета, который чрезвычайно мастерски выполнен, много взвешивает идеологическая направленность романа. Положительные и отрицательные персонажи произведения Багряного выступают носителями определенных идеологических комплексов, и очень важной есть сквозная мысль о том, что вопреки всем издевательством человек жив, Украина жива.