Лексический (словарный) запас русского языка постоянно изменяется: одни слова переходят в пассивный словарь, а затем и вовсе исчезают из языка, другие слова, напротив, появляются и начинают активно использоваться носителями языка. Например, в настоящее время в наш язык пришло большое количество иноязычных слов: ваучер, мэр, дилер, брокер, дивиденды, шоп, брифинг и т. д. Однако основным источником пополнения словарного состава языка является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка, путем использования различных способов словообразования. В русском языке существуют следующие способы образования слов.

Суффиксальный: летать — летчик, воспитатель — воспитательница, разбрасывать— разбрасывании [э],холодный — холодноватый.

Приставочный: плыть — приплыть, отплыть, выплыть; темно — затемно,сонный — бессонный, друг — недруг.

Приставочно-суффиксальный (к производящей основе прибавляютсяодновременно приставке и суффикс): борода — подбородок, кричать —раскричаться, усы — безусШый.

Бессуффиксный: переходить — переходШ, синий — синьШ, глухой — глушьШ,полететь —полетиШ

Сложение:а) без соединительной гласной: плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель,б) с соединительной гласной: сухие фрукты —сухофрукты, ремонт вагонов —вагоноремонтный, фабрика птицы — птицефабрика,в) сложение с суффиксацией: сено косить —сенокосилка, стог метать —стогометатель,Белое море — Беломо[р’аэ];г) слияние слов на основе словосочетания: вечнозеленый, долгоиграющий,д) слияние слов на основе предложения: перекати-поле.6. Аббревиация — образование сложносокращенных слов. При этом могутобъединяться:а) начальные буквы (МГУ, МП ГУ),б) звуки (вуз, ГАИ);в) может сокращаться только первое слово (зарплата, Сбербанк);г) могут сокращаться части двух слов (продмаг).7. Слова также могут быть образованы путем перехода из одной части речи вдругую:прил. сущ.Больной ребенок плакал. Больной тихо стонал.дееприч. предлогОн ушел, благодаря врача за помощь. Благодаря помощи врача ему стало легче.

Активно появляются новые слова в результате развития новых значений усуществующих в языке уже длительное время слов (ракушка или хлебница дляобозначения гаражей; дипломат — зимняя мужская шляпа из кроличьего пуха; ёж— оборонительное построение пешек на шахматной доске). В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют так называемые стилистические фигуры, среди которых есть анафора, или единоначатие, и эпифора, или повторение концовки.

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.Ею нередко пользуются поэты:Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем.Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.(М. Лермонтов)

Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы,Этот говор вод,Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы,Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист,Эти зори без затменья,Этот вздох ночной селенья,Эта ночь без сна,Эта мгла и жар постели,Эта дробь и эти трели,Это все — весна.(А Фет )

Пример анафоры в поэзии В. Берестова:Любили тебя без особых причинЗа то, что ты — внук,За то, что ты — сын,За то, что малыш,За то, что растешь,За то, что на папу и маму похож.И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.

Если хочется пить, то колодец копай,Если холодно станет, то печь истопи.Если голоден, то испеки каравай.Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.И потянутся путники по одномуИ к воде, и к теплу, и к тебе самому.Эпифора — это повтор слов и выражений в конце стихотворных строк:Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,Нищих, как ночь, сыновей.(М. Цветаева)

Эпифору и анафору рассматривают как противоположные стилистические фигуры.