Третий период творчества Шекспира был непродолжительным (1609-1612). Драмы «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» в аллегорико-сказочной, утопической форме выражают неистребимую веру великого гуманиста в конечное торжество лучшего, что есть в человеке и в мире. В 1612 году Шекспир навсегда покидает Лондон. Спустя год театральная пушка «Глобуса», неудачно выстрелив, зажгла соломенный навес над сценой, и театр сгорел. В пожаре погибли рукописи многих пьес Шекспира, которые, согласно правилам тех времен, оставались собственностью театра. Надо думать, что тогда могли погибнуть и некоторые другие бумаги, хранившие в себе сведения о драматурге.

Скончался Шекспир 23 апреля 1616 года - в день своего рождения. Похоронен он в местном храме, как один из самых почетных граждан Стратфорда. Пьесы же Шекспира собрали и издали товарищи драматурга по театру Джон Хеминг и Генри Конделл. Почти половина пьес была напечатана еще при жизни Шекспира. Остальные же им приходилось собирать даже по ролям, хранившимся в списках у других актеров, чем и объясняются имеющие место разночтения.

Первое полное собрание сочинений, о котором идет речь, было издано в 1623 году книгой огромного формата (в лист) и называлось «фолио». Объясняя свой замысел, Конделл и Хеминг писали в предисловии, что они взяли на себя этот труд, чтобы «сохранить живую память о столь бесценном друге и товарище, каким был наш Шекспир». Дошедшие до нашего времени пять экземпляров «фолио» хранятся в Британском Музее в Лондоне.

Возможно, ученики спросят о так называемой «шекспировской загадке». Вопрос состоит в том, что, спустя столетие после смерти драматурга, некоторые буржуазные критики усомнились, мог ли сын ремесленника, простолюдин без специального образования, создать шедевры художественного совершенства и мудрости, не скрывается ли под этим именем кто-нибудь из аристократов, а, возможно, сама королева Елизавета. Советское шекспироведение самым решительным образом отвергло подобные концепции как научно несостоятельные, фальсификаторские.