Вместе с книгами Крюса и современных прогрессивных писателей ГЕРМАНИИ в детскую литературу пришли проблемы, которые давно определяют развитие прогрессивной, взрослой литературы  ГЕРМАНИИ, и прежде всего тема осознания ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей родины. На уровне детской литературы решение этой проблемы оказалось делом далеко не простым. Как и какими художественными средствами донести до детского сознания далеко не детские проблемы современности? Наивный психологизм лирической прозы Кестнера и Хсртлинга исследует, как правило, единичный случай, поскольку закон жанра требует детализации, «миниатюризации» наблюдений и впечатлений.

Обобщения в литературе этого направления носят характер авторских отступлений, выводов, непосредственно с повествованием не связанных (мысли о войне и т. д. в книге). Кестнера «Когда я был маленьким». Автор открыто преподносит свои выводы читателю). Крюс в каждой книге ищет пути к такого рода сочетанию эмоционального и рационального, образа и понятия, фантазии и абстракции, которые облегчили бы на уровне детского сознания переходы от частного к общему, проложили бы мостик из мира детства к миру взрослых проблем. Отсюда постоянные ассоциации с привычным, традиционным миром сказок, который досконально знаком ребенку, и рождение формы сказки-были. Идеи автора, благодаря такому построению, находят опору не только в его умении их преподнести, но и в собственном, хотя и маленьком, опыте ребенка, вынесенном из нравственного мира сказок. Многообразие стилистических, композиционных, жанровых приемов позволяет легко менять тональность повествования.

Сказки Крюса, оставаясь нравственно однозначными в неприятии зла и в любви к добру, как и сказки народные, не боятся детализации времени и пространства, раскрытия характера героя. Нарочито современные детали в сказке, точные координаты времени: «у нас», «сегодня», а не «где-то», ведут к реальности действия. Детализация характера героя у Крюса, ненужная и мешавшая в традиционной сказке, вызывает момент непосредственного и эмоционального сопереживания. В судьбе Тима Талера дети узнают себя, ими пережитые ситуации, и, чем больше в повествовании современных деталей, тем шире круг вовлеченных в момент сопереживания, тем острее чувство ответственности за происходящее.

«Научить тому, что человечно и бесчеловечно», «не уводить в мир легко сбывающейся мечты», не оправдываться «реальными трудностями» - писательское кредо Крюса, высказанное им в книге «Наивное сознание и восприятие искусства» (1968). И вместе с тем «ключом в королевство детской литературы» Крюс считает фантазию, любимой традицией называет «прекрасную бессмыслицу» и настаивает на употреблении «не языка понятий», а «языка образов».

Одним из немногих писателей, касающихся острых социальных проблем современности, является Петер Хертлинг (р. 1933). Хертлинг завоевал себе имя во взрослой литературе как мастер социально-психологических романов. В 1973 году он выпускает первую книгу для детей «Это все Харбель» - о восьмилетнем сироте при живой матери, которая отказалась от него, боясь последствий родовой травмы. Болезненно обостренное чувство справедливости мешает мальчику быть послушным и безликим. Бунт его безнадежен, но и примириться с несправедливостью судьбы и окружающих его людей он не может. Хертлинг рассказывает о том, что есть, что все знают, что составляет сущность трагедии современного ребенка. Его повествованию чужды сказочность, фантастичность, вымысел. Его поэтика - суровая поэтика неприкрашенной истины.

Следующий роман «Бабушка» был признан лучшей детской книгой за 1976 год. Герой - сирота, его воспитывает бабушка. В книге нет и намека на сентиментальность, повесть нарочито «антисказочна» и сурова. Герои любят друг друга, но не всегда понимают, очень уж разные эпохи объединились под одной крышей. Поражает и в той и в другой книге чувство изолированности и одиночества героев. Произошла беда с маленьким человеком, но никому нет до этого дела. Один герой уже ви детском доме, другой скоро будет там, бабушка ведь очень старая. В последней книге - «Тео бежит из дома» (1977) рассказывается о двух побегах мальчика из вполне благополучного семейства. Первый побег был спровоцирован грубостью отца по отношению к матери, второй был сознательным решением ребенка, поскольку встреча с простыми, добрыми людьми многому его научила и люди эти уж очень отличались от того, что он видел в своем -кении.

Тема побега из дома часто встречается и во взрослой и н детской литературе  ГЕРМАНИИ, она даже получила наименование и критике, как тема «неблагополучия в нашем собственном доме».