В поэме зеленый цвет, символизирующий надежду, покой, мир, плодородие, тоску по добру, противопоставляется серым и черным мазкам, создающим унылую картину пошлости и прозябания, бездуховности и эгоизма, которые царят в городе Гаммельне. «Человек в зеленом», по замыслу Цветаевой, должен уничтожить зло и утвердить добро. Но - с помощью искусства! Спасти город помогут «человеку в зеленом» волшебные звуки флейты. Музыка против зла. Та самая музыка, которую толстосумы Гаммельна считают в лучшем случае безделицей, пустой забавой:

Что есть музыка? Щебет птах! Шутка! Ребенок сладит!-        Что есть музыка? Шум в ушах.-        Увеселенье свадеб.-        Беспоследственный дребезг струн.-        Скука и крики браво.-        Что есть музыка? Не каплун, А к каплуну - приправа.

Та самая музыка, которую ненавидит бургомистр, чувствуя, что в ней кроется взрывная сила духа, способная разрушить стены города Гаммельна, охраняющие затхлый мирок сытой пошлости от ветра свободы и духовной красоты:

Музыка? Тиф! Взрыв!

И вот музыкант на площади перед ратушей. Из его уст горожане впервые услышали правду о своем существовании. Это Гаммельн, а есть Гималаи: Райский сад. Так да сяк - Этот шлак называется - Раем! Последующие строки главы «Увод» повествуют о том, как бродячий музыкант своей игрой на флейте сумел околдовать крыс, вывести их из Гаммельна и заманить в болото:

Раджа на радже!Но крыс тех ужеНикто и нигде:Круги на воде.

Ликует спасенный народ, бургомистр и собравшиеся в ратуше толстосумы празднуют победу. Разве им сейчас до того, кто спас Гаммельн от опустошения? Подумаешь - какой-то там музыкантишка! Что ему здесь надо? Кто пустил его в ратушу? Он пришел за обещанной наградой? За дочерью бургомистра?

Всяк музыканту на свадьбе радТолько не в роли зятя.За музыканта! за нотный крюк!Звук!  флейтную дырку!Где ж это видано, чтобы вдругДа с музыкантом - в кирку?

В желании унизить музыканта, подчеркнуть свое превосходство «раттгерры» заходят так далеко, что предлагают ему вместо обещанной бургомистром женитьбы на красавице Грете удовольствоваться «роскошным» вознаграждением - «футляром на флейту». Повергнутое зло, оправившись от потрясений, приподнимается и вот-вот встанет на ноги. Начинает раскручиваться новый виток сюжетной спирали: зло порождает гнев - гнев порождает месть, а месть - причина нового зла. Разгневанный музыкант околдовывает звуками флейты детей горожан Гаммельна и уводит их. Финал поэмы трагичен. Он соответствует финалу средневековой легенды. Казалось бы, все просто. И все-таки еще раз вместе с учащимися следует внимательно прочитать заключительную главу поэмы - «Детский рай». Только ли флейта музыканта, только ли он сам виноваты в случившемся? Обратимся к тексту. Что напевает детвора, последовав за играющим на флейте «человеком в зеленом»?

Прочь из нор!Мотылек - не сурок, не бобер.Прочь из школ!Ведь еще первоцвет не отцвел.

Дети бегут из опротивившей своими законами и порядками школы. Они бегут от скучных уроков, от набивших оскомину нравоучений, от рабски исполняющих предписания окостеневшей методики учителей, от их малодушия, беспомощности, апатии. У юных горожан нет страха перед неизвестностью. Их не путает то, что музыкант может обмануть. Их бросает в дрожь лишь от одной мысли: а что если им придется вновь вернуться в школу? Дети согласны идти за музыкантом куда угодно, хоть в ад: хуже, чем в школе, не будет. Кто они в ней? «Рыбки в лужице! Птички в клетке!» А так хочется расправить крылья! С надеждой прислушиваются они к мелодии флейты. Что обещает свободная гармония звуков? А вот и слова песни, которую сложил «человек в зеленом»:

- Есть у меня - все, все, кроме ренты!Для мальчиков флинты, для девочек ленты,Дозорные знаки и тайные числа.Для девочек - звуки, для мальчиков - смыслы,Сих - с теми - родство,И рифма - на все.

Попробуем выделить то, что обещает детям музыкант. Это - приключения, разгадывание тайн науки, знакомство с музыкой, поэзией, постижение глубинного смысла творчества. Как отличается все это от того, чему учат их в школе!

Сказки - пастора рассмешишь!И романтики для больших.Разве останешься равнодушным к словам этой песни?

Таким образом, дети города Гаммельна, по замыслу поэтессы,- жертвы не мести бродячего музыканта, а догматической, абсолютно бесполезной педагогической науки и насквозь лживой системы образования. Звуки флейты «человека в зеленом» - это сигнал к действию. Уход из города для них - избавление, обретение духовной свободы. Школа Гаммельна осталась без учеников. Бургомистр
и городская знать не получат новой партии послушных и тупых марионеток, которых раньше бесперебойно поставляла им школа. Возможно, это начало распада системы, управляющей Гаммельном. А если так, то, перефразируя слова Достоевского, можно сказать, музыка спасет мир.