В Венеции же произошла встреча Паганини с Байроном, оставившая глубокий след в душе скрипача. В 1818 г. в Италию приезжает знаменитый польский скрипач К. Липиньский, привлеченный славой Паганини. Первоначально он, подобно Лафону, намеревался вступить в состязание со своим итальянским собратом, но, услыхав игру Паганини, отказался от этой мысли. Между Паганини и Липиньским завязалась дружба, продолжающаяся до приезда итальянца в Варшаву. Липиньский был безумно увлечен искусством Паганини и стремился в своей игре приблизиться к его стилю. Но их индивидуальности были не менее различны, чем у Паганини с Лафаном, хотя по иному. Свойственная искусству Липиньского благородная, строгая мужественность связывала его с классицизмом и становилась неодолимой преградой между ним и Паганини. В 1818 г. завязалась дружба Паганини с Россини. Композитор обожал скрипача. Паганини отвечал ему тем же. Известно.

 Что скрипач написал ряд фантазий на арии из опер Россини. В 1819 г. Паганини познакомился в Риме со знаменитым французским художником Энгром; памятью этой встречи остался карандашный портрет скрипача. Интенсивная концертная деятельность, бурная жизнь приводит Паганини к тяжелой болезни, которая сопровождается душевной депрессией. Он перестает концертировать и до 1824 г. живет замкнуто, в одиночестве. Лишь в апреле 1824 г. выходит из состояния кризиса и начинает выступать. Приехав в Геную, он проводит в ней целую зиму и с увлечением дает уроки 7-летнему вундеркинду Камилло Сивори. Под его руководством Сивори делает быстрые успехи. Занятия с мальчиком продолжались в течение 7 месяцев, но до конца дней Паганини называл Сивори своим единственным учеником. 20-е годы чреваты для Паганини тяжелыми личными переживаниями. Увлекающийся от природы, он отдавал много времени женщинам. Биографии, ему посвященные, полны описаний его бесчисленных любовных связей.

Имена принцессы Элизы Бачокки, а также другой сестры Наполеона - Паолы Боргезе, некой синьоры Диды, Элеоноры Квиличи, баронессы Елены Добенек составляют лишь небольшую часть его донжуанского списка. Однако, на основании ознакомления с письмами Паганини, Ямпольский приходит к выводу, что по натуре он отнюдь не был Дон-Жуаном и Казановой, а всегда мечтал о настоящей любви и спокойной семейной жизни. Если до 1828 г. деятельность Паганини развертывалась исключительно в пределах Италии, то покинув ее, он ни разу в последующие годы не приезжал сюда. Он вернулся в родную страну лишь в конце жизни больным, сломленным человеком. После Вены Паганини концертировал по городам Германии. В Дюссельдорфе судьба свела его с одной из самых замечательных женщин, встречавшихся на его жизненном пути - баронессой Еленой фон Добенек. Их встреча была трагичной.

Любовь к Паганини сломала всю ее жизнь. Трудно сказать, что заставляло Паганини покинуть Добенек. Несмотря на разрыв с Паганини баронесса добилась развода с мужем и уехала в Париж. После смерти Паганини она перешла в католичество и постриглась в монахини Бенедиктинского монастыря в Швейцарии. В биографии великого скрипача много неясного, несмотря на пристальное внимание к его жизни. Был ли он карбонарием? В какой мере он был связан с итальянским революционным движением? Большая часть биографов считает участие Паганини в революционном движении неоспоримым, основываясь на факте его связи с рядом итальянских революционеров. Концертные турне по Австрии, Германии и Франции сопровождались невиданными триумфами. Виднейшие музыканты мира в восторге от Паганини.

В Вене он окончательно расстался с Бьянкой и направился в Прагу, где неожиданно для себя встретил холодный прием; затем следуют Дрезден и Берлин. В Берлине он вновь побеждает публику. Но вместе со славой за ним ползут и легенды, грязный вымыслы. Утверждают, что он преступник, что на его совести убийство возлюбленной. Респектабельная публика в ужасе, но все же покоряется его волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения, бесконечным разнообразием красок, «…его инструмент поистине говорит, стонет, подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес, но не взлетающим на небеса, во всем - поэзия». 11 апреля 1830 г. во Франкфурте-на-Майне его слушает Р. Шуман и, потрясенный, записывает в дневнике: «Разве это не восторг! Под его руками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества Пифии».

Из концертов этого периода следует упомянуть о выступлении в Касселе, где его, наконец, услышал Шпор, и в Гамбурге, где на его концерте присутствовал Гейне. Образ Паганини в последствии великий поэт запечатлел в своем замечательном творении «Флорентийские ночи». В феврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только что пережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоносным бичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем - восторга, повергнувшего толпу к ногам Паганини», пишет Берлиоз. Париж 30-ых годов - арена ожесточенных боев между представителями классицизма и романтизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма-отец, новеллы П. Мериме, а в музыке программный симфонизм Г. Берлиоза; на сцене оперных театров - «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фауст» Шпора - такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. В этот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражает наэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму - огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного и низменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтична сама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики, демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, что перед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты.

В фантазии на тему «Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианной технике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическому искусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма, породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с «дьявольскими» мотиваит искусства Паганини. Перед Паганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторге французские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культ музыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеал представал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи, придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великом скрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганини ждут только необычайного?

В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но и здесь, после первого же выступления начинается то же самое. В Париже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянских революционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билеты Паганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно, черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой ему приписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай с Берлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил 20 000 франков.

До 52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Он работает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудом миллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратить концертирование. Купив себе, роскошное поместье близ Пармы, носящее название «Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда. В 1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занять пост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра. В монографии Ямпольского приводятся интересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать поновому оркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов до пятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера и клавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по тем временам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку.

За короткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствовать мастерство этого коллектива. В 1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровье окончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание, по которому все свое громадное состояние (1, 7 миллионов франков, кроме имущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу. Паганини уезжает на юг Франции. Он мечтает поправить здоровье. В эти годы он поддерживает близкие отношения лишь с Берлиозом, да с тесным кружком любителей музыки, который сгруппировался около него в Марселе. Он сам музицирует, особенно охотно играя квартеты Бетховена. Расчеты на целебные свойства юга Франции не оправдались.

Страницы: 1 2