В Хорватии в XIX веке, особенно во второй его половине, также наблюдается сперва постепенное, затем все более ускоряющееся развитие литературы для детей, причем поэзия и здесь играет основную роль. В период движения «иллиризма» Станко Вразом (2310-1851), Петром Прерадовичем (1818-1872) было написано несколько стихотворений, адресованных детям, которые позднее многократно перепечатывались в различных хрестоматиях. Оживление в детской литературе, как и в Сербии, наступает в начале 60-х годов прошлого века, когда загребский учитель Иван Филипович (1823-1895) приступил к изданию детской газеты (а затем журнала) «Босиляк» (1864), которые вызвали к жизни еще несколько газет и журналов для детей. И. Филиповнч стал пионером детской литературы в Хорватии. Им был выпущен в 1878 году сборник сказок, стихов разного содержания для детского чтения - «Ягодня».

Наиболее яркой фигурой в хорватской детской поэзии той поры был известный поэт-реалист Август Харамбашич (1861 - 1911). Он выпустил три книги стихотворений для детей, в которых преобладают стихи патриотического содержания. В его стихах ощущается сильное влияние Й. Йовановича-Змая, кстати сказать, одинаково популярного как в Сербии, так и в Хорватии. Крупнейшим прозаиком Хорватии был Август Шеноа (1838- 1881), чьи романтика-реалистические романы и повести о событиях хорватской истории («Крестьянское восстание», «Сокровище ювелира», «Берегись руки Синя» и др.) долгое время оставались излюбленным чтением детей. Выдающиеся хорватские прозаики-ре а листы В. Новак, А. Ковачич, Э. Кумичич, Й. Коза-рац и другие создали ряд рассказов для детей и" о детях, в которых с большой художественной силой раскрыли невыносимые условия, в которых жили учащиеся, гимназисты и студенты.



Важную роль в истории хорватской прозы для детей первой половины XX века сыграли женщины-писательницы Ягода Трухелька и Ивана Брлич-Мажуранич, с самого начала своего творчества сознательно и последовательно посвятившие себя детской литературе и в значительной степени представляющие собой два противоположных полюса в ее развитии.

Педагог по профессии, Я. Трухелька (1864-1957) многие годы жизни провела, работая в провинциальных гимназиях и женских училищах Хорватии и Боснии. Жизнь и быт современной бедняцкой семьи, события хорватской истории стали главными темами ее книг. Трогательные, нередко сентиментальные романы и повести Я. Трухельки в то же время обладали одним важнейшим качеством, в котором ей, по существу, в то время не было равных: Я- Трухелька первой обратилась к изображению социальных проблем эпохи (повесть «Божья овечка» и роман «Златка»).

Европейскую известность приобрели в начале XX века произведения Иваны Брлич-Мажуранич (1874-1938) -повесть «Удивительные приключения подмастерья Хлапича» (1913) и особенно «Рассказы о минувшем» (1-е изд., 1909), принесшие ей славу «хорватского Андерсена» и даже поставившие ее в ряды соискателей Нобелевской премии по литературе.

В первой из этих книг, восходящей к традиции «Ласарильо из Тормеса» и «Жиль Блаза», писательница создала симпатичный образ смелого и благородного мальчугана, волею судьбы оказавшегося в водовороте различных веселых и грустных, чудесных и невероятных событий. В конечном счете правда и справедливость торжествуют, и обиженный своим хозяином подмастерье Хлапич, как и полагается в сказке, оказывается победителем, сокрушив все темные и враждебные ему и его маленькой подруге Гите силы.

Если в основе истории о подмастерье Хлапиче лежали впечатления окружающей жизни в своеобразном ее преломлении, то в «Рассказах о минувшем» источником вдохновения для писательницы стала богатейшая мифология древних славян, их сказки, легенды, предания, их причудливый и своеобразный мир.

Свободная фантазия, увлекательные сюжеты и неожиданные повороты фабулы, непринужденность повествования доставили в свое время значительную популярность сказкам И. Брлич-Мажуранич.

 




See also: