Художественным символом новой, трагической коллизии в отношениях между Человеком и Природой стала в «Плахе». Охота на сайгаков. От ревущих вертолетов, военных машин, мчащихся со скоростью 100 км в час, автоматной пальбы животные утратили способность ориентироваться в пространстве и попали в ловушку, устроенную организаторами облавы. Волки, выдающиеся творения природы, сильные, быстрые, сообразительные, уподобились своей добыче. Охота превратилась в тотально - смертельный, слепой разгул, но не стихии, а техники, направляемой человеком. Новый лик человека, увиденный Акбарой вблизи, был ужасен «человек,в стеклянных наглазниках», «с синеватым лицом», «черным ртом», «с мощным микрофоном и скорострельной винтовкой, мчащийся, как буря, на военной машине». В отличие от первой встречи Акбары с человеком, вторая стала трагедией для её потомства и тяжелейшим испытанием для нее и Ташчайнара. Акбаре и Ташчайнару пришлось покинуть родные края.

По дороге Акбара увидела распятого Авдия. Его путь закончился. Но путь Акбары длиннее, и потому испытание людей на милосердие и великодушие продолжается. В изгнании они не видят и не слышат своего врага, а он не видит и не слышит их, но неотвратимые, как потоп, последствия человеческой деятельности оборачиваются для них всё новыми ужасами. На этот раз сила власти обрушилась на растительный мир природы. По плану промышленного развития тысячи гектаров приалдашских камышей были выжжены дотла. Все живое попало в огненную ловушку, потому что камыши уничтожались специальной горючей смесью одновременно со всех сторон. Акбара и Ташчайнар спаслись вплавь, разорвав второй круг ада, но все их потомство погибло в гигантском огненном смерче и в воде.



Акбара и Ташчайнар символизируют теперь не только животный мир, но и все, что человек может в природе уничтожить. «Инстинкт подсказывал волкам, что горы теперь единственное место на земле, где они смогут выжить.» Так судьба привела их в Прииссыккулье, в такое место, что «дальше идти было некуда.» Прииссыккульские горы - прародина тюркских народов, которые согласно древнему мифу произошли от волчицы и человека. Вот почему местное население называет Акбару «анабаши», то есть «мать - прародительница». В третьей часть, кроме Акбарв и Ташчайнара, новые. Главные персонажи третьей части, кроме волков - чабаны Базарбай и Бостон. Они выделяются из безликой массы совхозных жителей как лидеры противоборствующих групп и как всадники: только они ездят на конях. Масть коня Базарбая - пегая, коня Бостона «золотистая» (возможно, это намек на путеводное солнце). Базарбай, как человеческий тип - родной брат Обер - Кандалова. Сорвать легкий калым и гульнуть с пьяными дружками - вот к чему тянется его душа и чему с легкостьб приносятся в жертву чабанские и семейные обязанности.

Он убежденный консерватор и яростно воюет против предлагаемых Бостоном перемен в жизни, опасаясь, что они помешают его развесёлой жизни. В отношениях с людьми и природой он признает только личную выгоду. Его жена - бесправная рабыня. От постоянных побоев Базарбая она всегда ходит в синяках, за что ей и дали прозвище «Кок Турсун», то есть сизая Турсун. О детях Базарбай совсем не заботится и не думает - они словно не существуют для него. Базарбай похищает волчат Акбары. Акбаоа хочет сохранить свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить тоску и отчаяние, доводившее её до безумия. Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека - Бостона, в чьем доме скрылся от преследовавших его волков Базарбай. Акбара каждую ночь стала выть, невдалеке от дома Бостона, изводя его. Образ Бостона подобен образу Авдия - по душе и идеалам. Бостон верит в лучшее завтра и мечтает о нем. Хотя и не проповедует Бога, но ведь у него хозяйственная, а не идеологическая сфера деятельности. Бостон истово, не жалея себя, работает во имя осуществления своей мечты. И словом, и делом. Он человечен в любви, и сын его Кенджеш олицетворяет мечту. Бостону очень близка Акбара.

Даже его имя переводится как «серая шуба». Путь Бостона в жизни решительно расходится с базарбаевским. Бостон предложил реформу, чтобы лично заинтересовать труженика в результатах труда и чтобы целесообразно использовать природные богатства. Все попытки её осуществления максимально осложнены базарбайцами. И тогда базарбайцы при активной поддержке партийного руководства оклеветали Бостона, чтобы доказать «вредность» всякого нового пути к лучшей жизни. Путь Бостона был отвергнут, Базарбай восторжествовал. Базарбайцы беззаботно пропивают будущее, в то время как истерзанная ими живая природа «мстит» за себя нарастающей лавиной бедствий. Бостон ясно понимает, что необходимо устранить причину смертельного конфликта с природой. Но базарбайцы уступают только силе, а силы, достаточной, чтобы их принудить, у Бостона нет. И Базарбай отрезает ему все мирные пути разрешения «волчьего» конфликта. С этого момента конфликт неотвратимо устремляется к трагической развязке.

Но внешне жизнь течет по прежнему: Бостон самоотверженно работает, а Базарбай пропивает народные и природные богатства. Бостон, подчиняясь обстоятельствам и изменяя самому себе становится на путь силовой борьбы. Он убивает Ташчайнара, силу природы, но ее ум, Акбару, Бостон уничтожить не смог. После этого конфликт с природой приобретает непредсказуемый характер. Акбара в отчаянии и тоске по своим детям, загубленным Базарбаем, крадет единственного сына Бостона и пытается убежать в горы. Бостон хватает винтовку и готовится стрелять в нее. Бостон стреляет воздух - Акбара продолжает убегать, стреляет ей в ноги - мимо! И в третий раз он стреляет прямо в нее. Убита Акбара «великая матерь всего живого», убит и Кенджеш, сын Бостона. После гибели природы неотвратимо погибают люди.

В потрясении Бостон убивает Базарбая, осознав, что тот, отняв у Акбары волчат, нажал на спусковой крючок ружья Бостона. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь…

 




See also: