Ее взнос в литературу метко охарактеризовал В. Скотт: «Творец современного романа, события которого сосредоточены вокруг повседневного уклада человеческой жизни и основ современного общества». Однако Скотт был одним из тех немногих, кто оценил романы Остин еще при ее жизни. Признание пришло к ней значительно позднее, и связано это было с тем, что Остин во многом опередила своё время. Ее романы, в которых отобразились присущее Остин понимание человеческих отношений и «глубокий такт, с которым она рисует характеры» (В. Скотт), отличались от романтических произведений ее времени. Им не была присуща атмосфера непривычного, экзотического, таинственного. Они были связаны с традициями позднего английского Просвещения (О. Голдсмит. Л. Стерн).

 Их утонченный психологизм, как свидетельствует следующее литературное развитие, был присущ прозе будущих десятилетий. И потому неслучайно, что настоящее открытие Остин произошло значительно позднее того времени, когда были написаны и изданы ее книги. Но вместе с тем Остин была дочерью своей эпохи, поклонницей Дж. Н. Г. Байрона, и дух романтических порывов и бунтарства был для нее характерен. Он проявился в беспокойстве духа ее героинь, неудовлетворенных своей судьбой, в их меланхоличности, остроте ума и иронии. Похожими свойствами была наделена и сама писательница.



Достоверных свидетельств о жизни Остин сохранилось немного. Бумаги, которые остались- письменные свидетельства ее короткой жизни, - были сожжены ее сестрой, остались лишь одиночные, позволили С. Моэму в его эссе об Остин изложить: «У мисс Остен был острый язычок и редчайшее чувство юмора», «Джейн безошибочно упоминала в людях глупость, претензии, заносчивость и неискренность, и к ее чести нужно сказать, что все это смешило ее, а не наносило неприятностей». Она писала о самом обычном, о буднях, о жизни и людях, которые ее окружали. «К тому времени в Англии были сотни семей, которые жили такой тихой однообразной и приличной жизнью; и не чудо ли, что в одной из них, ни с того, ни с сего, появилась высокоодаренная писательница?» (С. Моэм).

Отец Остин получил образование в Оксфорде, стал священником, имел приход в Гемпшире. Его жена принадлежала к знатному дворянскому роду. В семье было восемь детей: шестеро братьев и две сестры. Они обе не вышли замуж: оставались в родительском доме до самой смерти, но живо интересовались всем, что происходило в большом мире, узнавая о новостях от братьев, друзей, родственников. Велась бодрая переписка, приходили газеты, происходили встречи с очевидцами важных событий. Остин лишь несколько раз была в Лондоне; ее жизнь минула в Стивентоне, Бати, куда, оставив дела, вместе с женой и дочерьми переселился отец, в Чотене и Винчестере. Постоянными спутниками Остин были книги. Она начала писать в четырнадцать лет, и ее первой литературной попыткой стал роман-пародия, в котором Остин высмеяла популярные тогдашние чувствительные романы в письмах. Ироническая интонация звучит во всех книгах Остин.

Усовершенствование художественного мастерства Остин сказалось в углублении психологизма. Каждый роман состоит из образцов родственной жизни людей, которые принадлежали к «среднему» слою английского общества. Продолжая традиции С. Ричардсона, Г. Филдинга, Л. Руля, Остин развивает формы обычного романа, отображая в конкретных ситуациях повседневности явления общественной значимости (мораль, воспитание, денежные проблемы, ведение хозяйства, недостатка и добродетели). Остин создала галерею социальных типов, используя сатирические приемы изображения, не лелея иллюзий относительно своих героев, поскольку каждый раз она писала о жизни, которую знала со своего собственного опыта. У нее острый глаз, тонкая наблюдательность, мастерство рассказчика.

Главная тема «Нортенгерского аббатства» - приобщение к реальности молодой девушки Кэтрин Морланд, которая входит в жизнь. Литературные увлечения препятствуют Кэтрин видеть жизнь таким, которым оно есть. Она зачитывается «романами ужасов», «Удольфскими тайнами» Э. Редклиф, ее восприятие окружающего подверглось влиянию этого «сенсационного» романа. Ощущения реального просыпается в Кэтрин во время ее пребывания в Бати, под влиянием знакомства и бесед с умным и просвещенным Генри Тилни, который понимает ее; любовь к нему помогает ей найти себя. Это один из вариантов «романа воспитания». Остин обращается к традиционной теме путешествия, во время которой перед героиней приоткрываются новые стороны жизни. Кэтрин проходит школу «воспитания чувств». Сюжетная линия романа непритязательная, рассказ о событиях ведется в их временной последовательности: детство героини, поездка в Бат, посещение Нортенгерского аббатства, возвращение домой. Но теперь уже Кэтрин стала другой. Особый интерес представляют не события, а то, как ведется сказ, как изображают люди и все, что с ними происходит, тот иронический комментарий, который дается от лица автора. Искренность чувств, бескорыстие в любви, верность в дружбе, порядочность, стремление к знаниям, умное отношение к жизни утверждаются как главные стоимости бытия. Свои представления о прекрасном Остин связывает с достойным и добрым.

Роман «Менсфилд-Парк» принадлежит к зрелому периоду творчества Остин. Он был отпечатан в 1814 г. Небольшой тираж разошелся за шесть месяцев. В этом романе с блеском оказалось мастерство художественной выразительности Остин. Писательница передает «игру чувств», изменения расположений духа героев, она захвачена сложностью человеческих взаимоотношений. Жизнь жителей английского имения становится источником, который питает творческое воображение писательницы. Созданная картина жизни небольшой группы людей включает в себя не только наблюдение, а и обобщение о морали и обычаях провинциального дворянства и духовенства, критику корысти и эгоизма. Читатель попадается в среду людей ничем не примечательных, их интересы мелкие, а помыслы не уходят дальше личных удобств и вкусов. Ряд бессмысленных поступков и действий, осуществляемых персонажами, напоминает карусель, которая крутится без конца. Между действующими лицами спектакля, который разворачивается на страницах романа, нет понимания и единства. «Каждый из них, едва ли всем удовлетворен и не от всего получает радость, требует чего-то, чего у него нет, и тем самым дает основания к недовольству».

Как жить? Как внести разумное начало в этот хаос общего несогласия? Этот вопрос возникает во всех романах Остин, а в « Менсфилд-Парке» оно становится главным. Среди героев нет никого, кто бы мог ответить. Рассказывая историю Фанни Прайс, на него отвечает сама Остин. С образом Фанни связана главная тема романа - тема морального прозрения. Самое присутствие девушки среди жителей Менсфилд-Парка, ее доброта, бескорыстие, стойкость помогают проявить слабости и недостатки тех, кто ее окружает: себялюбие и жадность миссис Норрис, ошибочные взгляды Эдмунда, хитрость и осмотрительность Мэре Крофорд, тупость Рашуота, нахальство Генри. История Фанни, обстоятельства, в которые она попадается, ее страдание помогают ей постичь себя и найти свое счастье. К моральному прозрению приходит и Эдмунд. Перерождается Том Бертрам. «Он познал страдание и научился думать», - пишет Остин о Томе. Эти слова касаются и других героев романа.

Романы Остин - связующее звено между творчеством романистов эпохи Просвещения и реалистами XIX ст. Как явление переходное, романы Остин проявляют тенденцию к освещению не столько движения героя в пространстве и времени, сколько интерес его характером, взаимоотношениями с окружающими, фиксацией расположений духа и чувств.

Тема морального прозрения, поиска моральных ориентиров и этических стоимостей Остин продолжила в «Эмме» и «Доказательствах ума».

Среди английских писателей XX ст. почитателями Остин были В. Вулф, С. Моэм, Г. К. Честертон, Р. Олдингтон, Дж.Б. Пристли; к числу своих учителей ее причислял О. Форстер. «Она проста и естественна, как сама природа», - писал об Остин Честертон. «Ей присущи особое совершенство», - делала замечание Вулф. «Ее волнуют не абстрактные принципы, а счастье людей», - говорит об Остин современный английский литературовед А. Кета.

 




See also: