В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос - сии на рубеже XVII—XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербурга. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа.

А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев общества. Люди из низов — крестьяне, беглые, холопы, стрельцы, монахи, солдаты — выступают в реалистически жизненных качествах. Даже эскизно данный образ человека из народа настолько схвачен в каких-то колоритных чертах, что запоминается сразу. Отдельные персонажи не сливаются во что-то безличное, они оттеняют, представляют ту или иную черту облика народа.



Федька Умойся Грязью — один из строителей Петербурга, народные мастера братья Воробьевы, пытанный, мученный Июда из шайки Овдокима, убежавший от помещичьей кабалы Цыган и многие другие представляют многоликую народную Русь. А. Толстой подчеркивает, что русский человек умеет красиво работать, он вынослив, добр, отзывчив, иногда плутоват, хитер, но долготерпелив. Кузнец Жемов — человек не только редкого изобретательного ума и мастеровитых рук. Он — мечтатель. Его притягивает к себе свобода небесного простора. Этот русский Икар пытается летать, сделав себе крылья. Из низов выбивается Алексашка Меньшиков, Ивашка Бровкин. Российская земля оказывается способной рождать «собственных Платонов».

Однако народ выступает и как косная сила, не принимающая царские реформы, не желающая никакой новизны в его пусть тяжелой, бесправной, но устоявшейся жизни. Люди живут по патриархальным законам, им кажется, что именно нарушение старины приводит к опустошению и оскудению полей, к голоду. При Петре жизнь народа становится еще тяжелее — царь вовсе не ставит целью облегчить состояние народа. Измученные крестьяне бегут в леса, уходят в раскольничьи скиты.

Взаимоотношения народа и власти — одна из основных линий романа. На протяжении всего повествования проводится мысль, что народ — орудие в руках государства, власть пользуется его терпеливостью и покорностью.

После смерти царя, в смутное время междуцарствия, народ в растерянности. Он боится грядущего. Эти настроения используют сторонники Софьи в борьбе за власть. Возбужденные под-

Стрекательством против Петра взбунтовавшиеся люди жестоко и бессмысленно убивают других. Они оказываются только орудием в достижении власти.

Выросший Петр понимает, что опора в его деятельности - народ. Поэтому он приближает к себе наиболее талантливых простых людей. Но, придя к власти, Петр действует так же, как и его предшественники: осуществляет свои замыслы за счет угнетения и жестокости по отношению к народу.

Власть не берет в расчет желания народа. Когда не принимающие петровских реформ стрельцы поднимают бунт, Петр жестоко расправляется с ними, насильно, через виселицы, дыбу, вводя новыя законы и нормы.

В периоды войн патриотизм народа всегда снимал противостояние его и власти. Война со Швецией не могла бы окончиться победой, если бы Петр не слился со своей армией. Он стал частью народа — тянул пушки, стрелял, испытывал все тяготы походной солдатской жизни. Это воодушевляло солдат, уничтожало пропасть между царем и народом.

Ф •

Строительство новой столицы, долженствующей показать могущество власти, снова потребовало рабского труда русского народа. Снова власть видит в народе только средство исполнения своих державных замыслов. Петербург растет на костях ты - . сяч крепостных, погребенных в невских болотах.

Отношения между народом и властью прослеживаются как противоречивые, сложные. А. Толстой не оправдывает насилие над народом, но, вместе с тем, всем повествованием дает понять, что без этого эпохальные преобразования были бы невозможны.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905-1984)

Имя Шолохова сегодня воспринимается неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии, писатель мирового уровня, в лучшем своем творении «Тихий Дон», отразившем народную жизнь на переломе двух миров, Шолохов не был последовательно объективным. Начав как реалистический писатель, не боящийся показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в «Поднятой целине» оказался в плену социалистического реализма с его установкой на изображение социалистических преобразований как единственно исторически прогрессивных. Хотя это обусловило некоторую односторонность в отражении процесса коллективизации, эстетические качества романа Шолохова остаются несомненными. Не однажды возникали и споры вокруг авторства «Тихого Дона». Сегодня неважно, действительно ли Шекспир написал трагедию «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и другие драмы и комедии, — важно, что они есть в мировой литературе; думается, не очень существенно, Шолохов ли автор «Тихого Дона». Без этого исторического, философского, психологического полотна русская литература была бы неполной. К счастью, в конце 1990-х годов обнаружены новые документы и черновик эпопеи «Тихий Дон», принадлежащий перу Шолохова, что снимает всякие домыслы об авторстве произведения.

Шолохов начал писать рассказы с 1923 г., а в 1925 г. вышел сборник «Донские рассказы». В них был передан во всем трагизме накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы, развела по разные стороны даже родных людей — отца и сына («Родинка»), братьев («Коловерть», «Червоточина»). Шолохов передал в «Донских рассказах» не только жестокость и драматизм времени. Он сумел показать, что даже в экстремальных обстоятельствах в людях сохраняются благородство, гуманизм, великодушие («Жеребенок», «Шибалково семя», «Чужая кровь»),

С 1928 по 1940 г. Шолохов печатает «Тихий Дон», где показал Россию на одном из самых острых изломов истории в 1912-1922 гг.

Другой излом — коллективизацию, страницу не менее трагичную в истории страны, чем гражданская война, Шолохов отобразил в романе «Поднятая целина», первая книга которого вышла по горячим следам событий в 1932 г., а вторая, подкорректированная дистанцией времени и ходом социалистического строительства, была опубликована в 1958 г.

В период Великой Отечественной войны писатель был на фронте как корреспондент «Правды». Он пишет очерки «На

Военный период лучшим произведением писателя стал рассказ - эпопея «Судьба человека», где во весь рост показан в образе Андрея Соколова русский национальный характер.

«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» — вехи, обозначившие русскую историю в русской литературе.




See also: