В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о таких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Салтыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возможность в аллегорической^форме показать общественные отноше - ния, в образы животных воплотить социальные типы. С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использованием некоторых фольклорных приемов и образов (традиционные образы зверей, сказочный зачин, сказочные формулы, пословицы), но главная связь заключается в народном миропонимании социальных и этических проблем.

Писатель воспроизвел в сказках картины жизни всех социальных слоев - царей и вельмож, паразитирующих дворян, либеральной интеллигенции, бюрократических чиновников, трудового народа. Важнейшим идейно-эстетическим принципом Салтыкова-Щедрина в сказках является столкновение антагонистических сил — самодержавия и народа («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь»), господ и тружеников («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). В сказках нашли отражение различные течения общественной мысли, психология обывателя, нравственные вопросы.



Резкая сатира на самодержавие определяет смысл сказки «Медведь на воеводстве». Сколько бы правителей ни сменялось, суть их остается одна: «Кровопролитиев... кровопролитиев...» Топтыгин I борется с вольномыслием тем, что «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил». Топтыгин II хотел подобный же «подвиг» совершить, но ни типографий, ни университетов или академий, «дабы их спалить», в лесу не было. На притеснения народ ответил рогатиной... Та же участь ожидала и Топтыгина III. Сказка была написана через некоторое время после убийства Александра II, и политический смысл ее был совершенно понятен. Сейчас, когда исторические реалии отошли на второй план, идея сказки прочитывается как призыв к борьбе против угнетения и самодурства правительства.

Псевдозабота самодержавия о развитии культуры, науки, искусства показана в сказке «Орел-меценат». Хищный орел на - | чал покровительство науке и искусству с того, что для ворон установил новый налог — просветительский. Затем разорвал своих учителей сову и сокола, упрятал в клетку соловья за то, что в нем «искусство в холопских рамках усидеть не могло и беспрестанно на волю выпирало», «слишком умного» дятла навечно вдупло заточил. «Просветительские» подвиги орла знаменуются разгромом академии и изготовлением из азбуки игральных карт. Вывод, сделанный писателем в сказке: «Просвещение для орлов вредно» и «Орлы для просвещения вредны».

В сказке «Богатырь» царизм оказывается мнимым богатырем, который тысячу лет проспал, не печалясь, что «земля кругом стоном стонет». Иванушка, олицетворяющий народ, одним ударом перешиб дупло, где спал богатырь, «смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». Салтыков - Щедрин с презрением говорит о самодержавии как о трупе.

Одним из главных объектов сатирического осмеяния писателя являются представители господствующих классов — помещики, генералы, купцы, все те, кто угнетал русский народ, разорял его, пользовался плодами его труда. Но направляя острие сатиры против угнетателей, Салтыков-Щедрин с горькой иронией изображал рабскую покорность крестьянства, его безропотность и пассивность.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» в образах генералов предельно гиперболизированы глупость, невежество, неспособность прокормить себя, когда вокруг «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают». Привыкшие к паразитической жизни, они совершенно не приспособлены даже к элементарному труду, который мужик делает играючи. Писатель подчеркивает смекалистость мужика, сказочное умение что суп в пригоршне сварить, что корабль построить.

Однако Салтыкова-Щедрина не могут не возмущать рабская покорность и отсутствие чувства собственного достоинства у мужика. Сорвав на дереве яблоки, он генералам отдает по десятку хороших, а себе берет одно, да и то кислое. Горький смысл, почти метафорический, заключен в том, что мужик сам свил веревку, чтобы генералы могли его привязать. Вряд ли можно найти более яркое изображение народной покорности.

Трагична по своему пафосу сказка «Коняга». В образе Коняги ' предстает подневольный народ-труженик. Писатель рисует картину каторжного труда, который обрекает Конягу на страдания, отбирает последние силы и радости жизни.

С презрением относится сатирик к Пустоплясам, которые живут трудом Коняги. Один из них объясняет живучесть Коняги покорностью и смирением, отражая мусли либералов; другой в духе славянофилов считает, что в Коняге дух жизни заключен. Каждый из Пустоплясов кроме того, что использует плоды труда Коняги* еще и спекулирует на нем идейно.

Немало сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению психологии интеллигенции и обывателей, запуганных в годы

Политической реакции. Нарицательным стали образы карася - идеалиста, премудрого пескаря, вяленой воблы.

В «Премудром пескаре» изображается постыдное, жалкое существование тех, кто забыл о гражданском долге перед народом, забился в свою нору, кем владеет только инстинкт самосохранения. Бесполезная жизнь «просвещенного, умеренно-либерального» обывателя наполнена страхом. Он «жил — дрожал, и умирал — дрожал». В обращении к читателю сатирик обличал ^ бездействие и трусость обезумевших от страха пескарей.

«V*[2]

По-своему трагична участь карася-идеалиста («Карась-идеалист»). Он искренне выступает за социальное равенство, выра - ^ жая общественные идеалы передовой интеллигенции, но карась хочет достигнуть социальной гармонии моральным перевоспитанием хищников. Хищников же не трогают призывы к великодушию, совести. На щуку идеи «бескровного преуспевания» не действуют, она просто проглатывает карася. Суть трагедии карася — в незнании истинных путей к социальному равенству, утопичность его взглядов.

Салтыков-Щедрин в своих сказках создал аллегорическую картину общества, представил сложные процессы, происходившие в духовной жизни его. Сказки писателя — это политические сатиры, имеющие конкретный адресат — самодержавный строй.

N ' - *

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

Творчество Достоевского — одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. В своих произведениях писатель разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, обращенного к познанию сложного и противоречивого сознания человека.

Мировоззрение писателя было противоречивым, что нашло отражение в его творчестве. Раннее творчество Достоевского определяется влиянием литературно-общественных идей Белинского и эстетики «натуральной школы» с ее интересом к «маленьким людям» («Бедные люди»). В отличие от писателей «натуральной школы», которые отражали жизнь «маленького человека», Достоевский показал его сознание, богатый внутренний. мир.

В 1849 г. Достоевский был арестован за участие в кружке петрашевцев и позже сослан. 1850—1859 гг. — «каторжный» период его творчества. Усиливается религиозность, повышается интерес к идеям страдания и смирения. Писатель отходит от революционно-демократических взглядов и обращается к идее христианского гуманизма. В это время написаны «Записки из мертвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон».

В 1860-е годы Достоевский пытался найти свою общественноидеологическую позицию. Он не разделял взглядов ни либера - лов-западников, ни славянофилов. Писатель приходит к «почвенничеству». Он считает, что русская интеллигенция оторвана от народа — носителя национальной самобытности. Ее задача состоит в том, чтобы сблизиться с народом, «почвой», на основе православной морали повести Россию не по «западному», капиталистическому пути. Идея страдания, живущая, по мысли Достоевского, в сердце народа, определяет иной, самобытный путь России к «земному раю» («Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные»).

В 1870-е годы Достоевский развивает в своем творчестве гуманистические идеи. Человек, по мнению писателя, таит в себе возможности и неслыханного падения, и бесконечного совершенствования, морального обновления, «способность ко всему и в зле, и в добре». Человека «в зле» Достоевский изображает в «Преступлении и наказании», «Бесах», а в романе «Идиот» стремится показать «вполне прекрасного человека». Пути человеческой души от бездн падения через просветление страданием к возрождению великий писатель-гуманист показывает в романе «Братья Карамазовы».




See also: