В 50—60-е годы XIX в. в русской литературе наряду с движением сторонников гражданской поэзии сложилась школа поэтов «чистого искусства». Крупнейшими представителями этой школы были Федор Иванович Тютчев (1803—1873) и Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892).



Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина. Ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении «29 января 1837 года» (день гибели Пушкина) Тютчев дает оценку деятельности и личности великого поэта, называет его «живым органом богов», благородным, светлым и чистым гением. Стали крылатыми слова из этого стихотворения: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».

В общем определить лирику Тютчева можно как философскую. Философская мысль пронизывает стихи о поэте и поэзии, особенно посвященные Гейне, Жуковскому, Шиллеру, Байрону, чье творчество было близко Тютчеву романтическим пафосом и стремлением познать тайны Вселенной.

Философская печать лежит на стихах о природе. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт гневно обрушивается на людей, равнодушных к красоте, неспособных увидеть естественность ее, познать ее язык:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тонкая наблюдательность, теплота и лиризм отличают тютчевские стихи «Есть в осени первоначальной...», «Тихо в озере струится...», «Как хорошо ты, о море ночное...». Природа в этих стихах одухотворена, она связана с человеком незримыми нитями. Человек - сам часть природы, «мыслящий тростник». Тютчев размышляет о гармонии природы, бесконечности Вселенной и конечной участи человека («Певучесть есть в морских волнах...»). Душа человека - тайна. В ней заключены стихии разрушения и саморазрушения. Любовь, творчество, рождаясь из глубин человеческого духа, могут разрушить цельность личности («Silentium!»).

Любовь у Тютчева — это «роковой поединок» и высочайшее счастье. Соединение родных душ связано с борьбой индивидуальностей. Жертвой борьбы часто оказывается женщина («Чему молилась ты с любовью...»). Драматизм, гибельная страсть, буря чувств воспеваются в любовной лирике Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Глубокая любовь к Е. А. Денисьевой — страстной, уязвимой женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию так называемого «денисьевского» цикла стихов. Главные черты этого цикла — исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.

В творчестве Тютчева тема любви к родине решается в духе Лермонтова как странная, противоречивая. Для поэта Россия глубока и непознаваема. Ее душа самобытна и не поддается анализу разума:

Умом Россию не понят^,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Тютчев в своих стихах рассуждает о быстротечности временило жизни и смерти, о счастье человека. Понимая, что время

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы — главные черты поэзии Тютчева.

Основными особенностями поэзии А. А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и «летучих» настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна, вмешиваться в дела «бедного мира». В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство..

Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Его отношение к ц женщине трепетное, нежное («На заре ты ее не буди...», «В златом сиянии лампады полусонной...»). В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутствие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Любовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души. Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает «пленительный сон» и «мед благовонный» любви («Сонет», «Серенада», «Сияла ночь, луной был полон сад...»).

Фет — «природы тайный соглядатай». Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния.

В стихотворении «Печальная береза» поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая становится для него воплощением красоты северного края. Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, «огонечками мороза» при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для России красоту (цикл «Снега»).

Необычно по художественному приему стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье...». Здесь полностью отсутствуют глаголы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро. Параллельно развиваются два потока событий: в природе — смена ночи утром, между людьми — объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных действием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий, ночь предвещает радость и счастье дня. В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого

Поэтом мира («Фантазия»).

Искусство — третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении «Диана», навеянном тициановской картиной, Фет любуется телесной красотой и гармоничностью богини. Поскольку Диана - богиня природы, она естественно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выходя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выражение божественного вдохновения художника. В стихотворении «Кусок мрамора» поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора.

Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Таким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла «Мелодия»:

Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок.

Те звуки понятны мне вдвое:

Наполнили силой чудесной Они мне все сердцу родное.

Непосредственно поэзии посвящено стихотворение «Муза». В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви «Вечерние огни», в которых отрицает власть времени над человеком, конечность жизни. ~

Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от вопросов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)

• '■ г

0

Творчество Некрасова исключительно своеобразно: он не только сочувствовал народу, но считал себя его частью, говорил его языком, от его имени.

Ранний период творчества (конец 1830-х — середина 1840-х годов) отмечен романтической подражательностью, поисками ^своей темы (сборник «Мечты и звуки», 1840).

Второй период - «современниковский» (с 1845 г. - до начала 60-х годов) - главный в творческой жизни Некрасова. В его поэзии нашла выражение эпоха подъема революционно-разночинного движения. Определяется круг тем - «городские» стихи, антикрепостнические, о женской доле. Вырабатывается реалистический стиль, появляется сатирический пафос. Гражданская, демократическая направленность поэзии становится ведущей. В 1856 г. выходит сборник «Стихотворения» - главный рубеж в творческой эволюции Некрасова. С 1856 по 1861 п, в предреформенный период, особую актуальность приобретает крестьянская тема.

В третий период (1862—1870) Некрасов ищет положительного героя современности. Изображает жестокие контрасты города в духе натуральной школы; продолжает крестьянскую тему, сатирически рисуя плоды реформы 1861 г., большое значение приобретает тема борьбы с цензурой и свободы поэтического слова. В 70-е годы происходит подъем общественного движения, нашедший выражение в деятельности революционных народни - ков. Некрасов разрабатывает тему декабристов, которая должна была вдохновлять молодежь на борьбу за народную свободу («Дедушка», «Княгиня Трубецкая», «Княгиня Волконская»).

В лирическом творчестве усиливается драматизм. Происходит символизация художественных деталей. Некрасов обращается к жанру поэмы, наполняя его современным содержанием, сближая с народно-поэтическим творчеством. Поэт пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо», являющуюся художественной вершиной его жизни.




See also: