Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» чрезвычайно широко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некрасов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность российской жизни после реформы 1861 г.



О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они «временнообязанные» «Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Ра - зутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож». Социальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого «дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями». Среди крестьян правдоискатели и не пытаются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисо-

Ф • г JvA щ V

Вана в песнях «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая». Ее олицетворением становится мужик Калинушка, у которого

С лаптя до ворота Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот,

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый Еле Калина бредет.

Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.

Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняются лучшие народные качества — трудолюбие, сострадание и сочувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.

Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все многообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто способен задумываться над своим положением, задавать вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как «покой, богатство, честь». Однако эти критерии ставятся под сомнение с появлением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьянского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье — во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы,

А «картиночки» — духовную ценность.

Еще один тип крестьян — борцы за народ. Таковы Савелий — богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.

Савелий — стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Савелия не сломили ни каторга, ни жизненные лишения. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Его слова «Наддай!» звучат призывом к борьбе против угнетателей.

Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был старостой, имел все, что надо для счастья: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но защищая народные права, он попадает в острог. * Меняется идеал счастья в сознании крестьян:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину?

Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В сказе «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевав-

Шегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.

Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни — пробуждение сознания крестьян.

• 9 •

В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична — она отдельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Некрасова. В Матрене Тимофеевне «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой». Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправедливость она отвечает действием, находит выход из самых драматических ситуаций. В ней растет протест: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу».

Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:

... иногда пройдет Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он показывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бессловесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, добровольное рабство. С негодованием он рисует образы «счастливого» «холопа примерного Якова верного», чувствительного холуя И пата.

Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян-правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное раскрепощение крестьян. В главе «Пир на весь мир» появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, интеллигента- разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его счастье: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». Гриша не боится за «честное дело» пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:

Рать подымается Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню «Русь» они не слышат, иначе

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)

%

В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину — великому сатирику, «прокурору русской общественной жизни».

Раннее творчество (40—50-е годы) развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело» ставили проблему социального неравенства. В этот же период написаны «Губернские очерки» о жизни дореформенной России.

В 1862-1870 гг. Салтыков-Щедрин сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Углубляется сатирический пафос его творчества в изображении «жизни, находящейся под гнетом безумия» («Помпадуры и помпадурши», «Ис-

Тория одного города»).

Третий период творчества (1870—1880-е годы) знаменуется

■1

подпись: ■1Расширением тематического диапазона. Салтыков-Щедрин показывает нравственно-психологическую деградацию дворянства («Господа Головлевы»), обращается к детству («Пошехонская* старина»), наследуя традиции С. Т. Аксакова, А. И. Герцена. Итогом творчества становятся сказки, в которых представлены все излюбленные темы в аллегорической и гротескной форме.




See also: