В России XVIII в. литература развивалась в атмосфере укрепления абсолютистской монархии. Реформы в экономике, просвещении, культуре, начатые Петром I, были продолжены его дочерью Елизаветой, затем «просвещенной царицей» Екатериной II.

Периоду становления национального централизованного государства соответствовал классицизм, провозглашавший идею гражданственности, доминирования долга над чувством.



Зачинателями русского классицизма были Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744) и Михаил Васильевич Ломоносов (1711— 1765).

Антиох Кантемир был защитником просвещенного абсолютизма. Любимым жанром его явились сатиры — стихотворные произведения, в которых осмеивались общественные и человеческие пороки. Одна из наиболее известных сатир А. Кантемира — «К уму своему (На хулящих учение)». Поэт высмеивает тех, кто выступает против науки и просвещения: церковников, помещиков, купцов. Особенно достается светским щеголям, которые сокрушаются, что много бумаги тратится «на письмо, на печать книг», из-за чего «не в чем уж завертеть завитые кудри».

Многие сатиры А. Кантемира были направлены против реакционного духовенства и «злонравных дворян», потому не были опубликованы при жизни поэта, а распространялись в рукописных списках.

Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и

Литературы.

М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное богатство М. В. Ломоносов разбил на три группы, образующие три стиля — высокий, средний и низкий. «Высокий штиль» состоит из слов старославянского происхождения, которые практически не употребляются в разговорной речи. Этим стилем, по мнению М. В. Ломоносова, надо писать трагедии, героические поэмы, оды. «Средний штиль» включает и разговорную лексику, и общеупотребительные старославянские по происхождению слова, понятные каждому носителю русского языка. «Средний штиль» используется в научных сочинениях, стихотворных посланиях друзьям. «Низкий штиль» складывается из слов живой разговорной речи и простонародных слов. Им можно писать комедии, песни, басни.

М. В. Ломоносов провел реформу русского стихосложения.

Поэзия начала XVIII в. писалась на основе силлабического стихосложения. М. В. Ломоносов развил силлабо-тоническую систему, начало которой положил Василий Кириллович Тредиаков - ский (1703—1769). Силлабо-тонический стих был более естественен и органичен для русского языка, и его введение способствовало подъему национальной поэзии.

В русской поэзии М. В. Ломоносов известен как автор многочисленных од. Основными темами его торжественных стихов были природа и ее познание, труд, прославление военных побед России. Одам М. В. Ломоносова свойственен гражданско-патриотический пафос. В «Оде на взятие Хотина» поэт воспевает блестящую победу русских войск над турками. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» обращена к властительнице России с призывом продолжать петровские реформы, покровительствовать наукам и искусствам. Ломоносов показывает богатство и огромные возможности России, он уверен, что

...может собственных Платонов быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Начатая как воспевание Елизаветы Петровны, «Ода на день восшествия...» превращается в гимн науке.

Крупнейшим поэтом XVIII в. был Гавриил Романович Державин (1743—1816). Творчество Державина развивалось в период, когда усилились народные волнения. Особенно мощным было крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева. В поэзии Державина соединились воспевание просвещенной монархии й критика некоторых ее сторон, хотя по политическим взглядам поэт был сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права

Державин писал стихи, песни, оды. В оде «Фелица» добродетельная царица Екатерина II противопоставлена своим вельмо - жам, праздность и щегольство которых поэт осуждает. В этом произведении Г. Р. Державин, нарушая чистоту стилей, обязательную

Для классицизма, соединил оду и сатиру, высокии и низкии слог.

Гневным пафосом пронизана ода «Властителям и судьям», где поэт напоминает властителям об их гражданском долге перед родиной и народом:

Ваш долг — спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Свои взгляды на цель поэзии и призвание поэта Державин изложил в стихотворении «Памятник». Мотивы его взяты из оды древнеримского поэта Горация, но переосмыслены Державиным. Свое творчество поэт уподобляет вечному памятнику, который выше пирамид; его не сломит «ни вихрь, ни буря, ни времени полет». Подчеркивая национальный характер своего творчества, Державин верит, что его слава будет жить до тех пор, пока будет существовать русский народ («Славянов род»). Главную свою заслугу поэт видит в том, что умел «истину царям с улыбкой говорить».

Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745—1792). Его пьесы «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми («Не хочу учиться, а хочу жениться», «Зачем география, когда извозчики есть»), а образы приобрели нарицательное значение («недоросль», Митрофанушка, «тришкин кафтан»). А. С. Пушкин назвал Фонвизина «друг свободы, сатиры смелый властелин».

В комедии «Недоросль» Фонвизин направляет сатиру против помещиков-крепостников Простаковых — Скотининых. Он показывает их невежество, грубость, корыстолюбие. Слепая материнская любовь Простаковой нравственно уродует ее сына Митрофана. Фонвизин создает сатирические образы, но они не схематичны, а вполне жизненны и глубоки. Такое стремление показать персонаж не однолинейно, а как сложный характер нарушало традицию классицизма, формировало подход к реалистическому изображению действительности.

Образ недоросля Митрофана, считающего учение не барским занятием, стал нарицательным. Это бездельник, не способный выучить простейшие грамматические правила. Фонвизин показывает, что, тем не менее, этот бездарный Митрофан уже в 15 лет командует дворней. Это будущий крепостник; образ его не столько комичен, сколько сатиричен. Выразителями идеалов автора являются положительные персонажи пьесы Софья, Стародум, Милон, Правдин. Особенно важна роль Стародума. Он резко критикует придворную знать и дворян, противопоставляя петровские времена царствованию Екатерины II. Писатель проводит идею просвещенного абсолютизма.

Финал пьесы соответствует канонам классицизма: зло наказано, добродетель побеждает.

В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рамках классицизма, был очень силен критический пафос, направленный против произвола властей. Это вносило реалистический момент в произведения и подготавливало почву для возникновения критического реализма.

Особенно большая роль в приближении литературы к жизни принадлежит Александру Николаевичу Радищеву (1749—1802). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в форме путевых заметок. Разделение на главы по названиям почтовых станций между Петербургом и Москвой носит не формальный характер: писатель от деталей переходит к обобщению, от осуждения частных фактов к неприятию существующего порядка. Форма путевых заметок позволяла охватить широкие географические пространства и разные слои общества: дворян, чиновников, дворовых слуг, крепостных крестьян. В предисловии Радищев определил причину, побудившую его написать «Путешествие...»:

«Я взглянул окрест меня — душа страданиями человечества уязвлена стала».

. В «Путешествии...» впервые в русской литературе героем становится народ. Радищев с негодованием говорит о тяжелой жизни крестьян, которые вынуждены шесть дней в неделю работать на барина, на себя же остаются только ночи да праздники («Лю - бани»); нищета крестьян поражает писателя («Пешки»), Крестьяне лишены элементарных человеческих прав: их продают, не - ^ взирая на былые заслуги, разделяя семьи между разными владельцами («Медное»); забирают молодых ребят на 25 лет в рекруты из-за свадебного стола, и молодая жена остается не то невестой, не то вдовой («Городня»). Радищев делает вывод, что * «крестьянин в законе мертв».

Несмотря на все унижения, крестьянке сохраняют свое достоинство, не становятся рабами по натуре. Им свойственна большая моральная сила, высокие нравственные идеалы («Едрово», «Городня», «Клин»).

А. С. Пушкин назвал «Путешествие из Петербурга в Москву» «сатирическим воззванием к возмущению». Действительно, Радищев сатирически изображает «грозную превосходительную особу» («Завидово»), жестокосердных крепостников, неправедных судей. В аллегорической части «Спасской полести» даже государь нарисован как «нечто, сидящее на престоле», окруженное льстивыми, подобострастными вельможами. Прямовзора снимает пелену с глаз царя, и он видит все в истинном свете. Основная идея «Путешествия...» — осуждение крепостническо - ; го самодержавного строя — предельно ясно выражена в эпиграфе, взятом из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (обло — круглое, жирное, озорно — творящее беззаконие, стозевно — имеющее - сто глоток, все пожирающее, лаяй — лающее).

По всей книге разбросаны призывы к борьбе («Хотилов», «Зайцово»). В главу «Тверь» Радищев включил свою оду «Вольность», где восставшие расправляются с царем, забывшем о долге перед народом. Понятно, что книга Радищева была опасна самодержавию; писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Просвещенная царица Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

А. Н. Радищев дал импульс к дальнейшему развитию критического реализма, явившись, по сути дела, его зачинателем.




See also: