%

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). , Лермонтов создал социально-психологический роман, в котором судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.



Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к характерам героев, показывая психологическую сложность, неоднозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс-

Лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику переходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это относится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона - ~ жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить поведение Печорина. Изображение героя построено на принципе „ постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Максима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близкая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смещение событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно доброго Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным контрабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») противоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»). В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судьбе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предопределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина продолжил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин - типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов - времени реакции после поражения декабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы... но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убежден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерастают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым людям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключения он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного человека, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, ... лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собственной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, ... увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; ... утратил навеки пыл благородных стремлений, лучшей цвет жизни».

Статьи В. Г. Белинского о творчестве М. Ю. Лермонтова

Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времен^» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.

Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Творчество Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Творчество же Лермонтова складывалось после разгрома декабристов. Поэтому в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...». Поэзия Пушкина оптимистична, светла; лермонтовская полна скорби, жалоб на бездействующее поколение.

Белинский делает вывод, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено «в цепи исторического развития нашего общества».

Анализируя роман «Герой нашего времени», Белинский говорит о том, что писатель проявил глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, тонкое знание человеческого сердца. Если реакционная критика обвиняла Лермонтова в том, что он «выдает чудовище, а не человека за представителя... поколения», то Белинский доказал, что именно Печорин — герой времени, именно он отразил трагедию целого поколения людей. «Этот человек не равнодушно, не апатично несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения...». Белинский был уверен, что при других обстоятельствах такой человек, как Печорин, стал бы значительной силой общественного прогресса.

% •

*

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

Н. В. Гоголь — писатель критического реализма, продолживший традиции Пушкина.

Первые повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» написаны

В духе романтизма с его увлечением фантастическими сюжетами, экзотической природой, сильными и яркими характерами людей, обращением к народному творчеству.

Сборник «Миргород» хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», но наряду с романтическими («Вий», «Тарас Бульба»), включал и реалистические произведения («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном

Никифоровичем»).

Углублением критического реализма отмечен третий цикл — «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного человека. Повесть «Шинель» стала этапным произведением русской литературы, открывшим тему «маленьких» людей и положившим

Начало натуральной школе.

Второй этап открывает комедия «Ревизор», а заканчивает

Поэма-эпопея «Мертвые души».

Третий этап — работа над вторым томом «Мертвых душ», глубокое изменение мировоззрения писателя.




See also: