В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмертным. А. С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей социально-политической комедией «Горе от ума», в которой показа - ' на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия «века нынешнего» и «века минувшего».

Этические и философские взгляды А. С. Грибоедова отраже - • ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разумном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится среди тех, кто понимает ум как «уменье жить».



Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реакционных дворян-крепостников.

А. С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновничью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретноисторический тип.

Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый помещик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч долой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли,

Местечку,, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фамусова является Максим Петрович, который, несмотря на свои седины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повеселить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он

Видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты:

Ч

... чтоб чины добыть, есть многие каналы, ...

Мне только бы досталось в генералы.

И, не чувствуя цинизма, радуется, что

• 4

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет философские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:

... Чтобы зло пресечь,

Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы молодых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не богат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «умеренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карьеры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, поиграть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим,

Лицемер, который следует правилу:

F

подпись: f* i

... В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского общества.

Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А. С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объявляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это потому, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого,

Но после его отъезда она оказалась во власти консервативного общества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно предположить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в своем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, чтоь качеств ваших тьму, любуясь И1^, вы придали ему.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой образованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечеству, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благородный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, преклонение перед пустым «французиком из Бордо».

Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом противоречии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», которые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.

Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружающих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала социально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его любовные надежды. По словам И. А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна».

Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгляды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне - сценические персонажи - двоюродный брат Скалозуба: «чин следовал ему,... он службу вдруг оставил», «в деревне книги стал читать»; племянник княгини Тугоуховской князь Федор.

Реализм комедии «Горе от ума» выразился в том, что фаму - совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, симпатии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки.

Комедия «Горе от ума» явилась оригинальным, ярким произведением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусловили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, употребляя такие выражения, как «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Чтобы детей иметь, кому ума не доставало», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Числом поболее, ценою подешевле», говорящий даже не знает источник крылатого выражения. Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными.

Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)

Творческий путь А. С. Пушкина можно разделить на несколько периодов:

1) лицейский (1811-1817) - пишет стихи патриотические («Воспоминания в Царском селе», «Была пора...»), посвященные друзьям и поэтам («К другу стихотворцу», «К Жуковскому», «Тень Фонвизина»);

2) петербургский (1817—1820) — расцвет вольнолюбивой лирики («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки. Noel»; «Деревня»), поэма «Руслан и Людмила»;

3) период южной ссылки (1820—1823) — усиление вольнолюбивых мотивов («В. Л. Давыдову», «Кинжал», «Узник», «Погасло дневное светило...», «Песнь о вещем Олеге»), расцвет романтизма в поэзии («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), начат «Евгений Онегин»;

4) период ссылки в Михайловское (1824—1826) — последняя романтическая поэма «Цыганы» и утверждение реализма (трагедия «Борис Годунов»), любовная лирика («Я помню чудное мгновенье...»);

5) московский период (1826—1830) — верность идеалам свободы и после поражения декабристов («Арион», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар»);

6) Болдинская осень (1830) — особенный интерес к теме поэта и назначения поэзии («Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»), создание прозаических («Пбвести покойного Ивана Петровича Белкина») и драматических («Маленькие трагедии») произведений, «Сказка о попе и работнике его Балде», окончен «Евгений Онегин»;

7) творчество 30-х годов (1831 — 1837) — осмысление противоречий между личностью и государством (поэма «Медный всадник»), изображение народного движения («Дубровский», «Капитанская дочка»).

С

*




See also: