Литературные произведения разделяются по основным способам изображения на три рода: эпос, драму и лирику. Следует запомнить, что поэзия, проза и драматургия — это не роды литературы, как иногда считают абитуриенты, а способы организации эпоса, лирики и драмы. Так, «Василий Теркин» А. Твардовского — поэтический эпос, «Война и мир» Л. Н. Толстого — прозаический, «Борис Годунов» А. С. Пушкина - драматический.

Эпос — художественное воспроизведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, т. е. рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». В эпосе жизнь изображается со всей возможной полнотой, в пересечении судеб разных героев.



Исторические и другие важные для общества события выявляются через систему персонажей, героев. Важным свойством эпоса является дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования. Как правило, в эпосе рассказывается о том, что уже произошло. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея.

Басня — один из древнейших видов эпической поэзии. Она известна у народов Древней Греции, Индии, Египта. От имени поэта-баснописца Эзопа, в произведениях которого под видом животных в аллегорической форме высмеивались люди с их пороками и недостатками, возникло понятие «эзопов» (т. е. иносказательный, аллегорический) язык.

Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных чертах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка.

В России басня развивается в XVIII — начале XIX в. в творчестве И. И. Хемницера, П. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, но особого расцвета достигает она в творчестве И. А. Крылова. В литературе XX в. к басне обращались Демьян Бедный, С. Михалков.

Поэма — произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающее значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в различных видах: героическая («Слово о полку Игореве», «Полтава» А. С. Пушкина), романтическая («Цыганы» А. С. Пушкина, «Демон», «Мцыри» М. Ю. Лермонтова), лирико-психологическая («Про это» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина), философская («Торжество земледелия» Н. Заболоцкого, «Человек»

Э. Межелайтиса), сатирическая («Граф Нулин» А. С. Пушкина, «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова). В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала.

Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры действующих лиц" (их обычно немного) даются уже сформированными. Рассказы почти всегда сюжетны, динамичны в развитии действия. Ярким примером этого жанра могут служить рассказы А. П. Чехова. Рассказ с динамичным сюжетом, острыми сюжетными поворотами, неожиданной развязкой называется новеллой. Классическим образцом этого жанра являются новеллы «Декамерона» Боккаччо. В русской литературе к новелле обращались А. П. Чехов, И. А. Бунин, В. В. Набоков, М. М. Зощенко.

Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее — между рассказом и романом — положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь не-сколько сюжетных линии, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.

Но они ограничены во времени и локализованы в пространстве. Типичными образцами повести являются «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, автобиографическая трилогия М. Горького.

Роман — большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. По словам В. Г. Белинского, именно в романах «излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы». В романе воссоздаются история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические — во внутреннем мире человека.

Исторически складывались различные виды романов: античный («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осел» Апулея), рыцарский («Тристан и Изольда»), плутовской (авантюрный) («Жиль Блаз» Лесажа), сатирический («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта). Особое развитие получил реалистический роман в его разновидностях (психологический, социально-бытовой, исторический, биографический и т. д.). Роман — самый развитый и продуктивный жанр эпоса.

Монументальные произведения (стихотворные и прозаические), в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации, называются эпопеями («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Жизнь и судьба» Л. Гроссмана). В эпопеях изображаются различные социальные слои, исторические личности.

Лирика — один из родов литературы, основанный на непо

Средственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживании, вызванных теми или иными явлениями жизни. Изображение внешнего мира служит в лирике целям самовыражения, отражения внутреннего мира. Лирика может быть медитативной, т. е. выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия; изобразительной, воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего — природу), и суггестивной, сосредоточенной на передаче эмоционального состояния. Лирическое переживание способно вмещать общечеловеческий смысл, именно этим оно близко и понятно не только творцу. Но лирический взгляд на мир возникает, когда автор выражает ин-

Дивидуальное, личное отношение к окружающему. Именно в личном взгляде на предмет заключается смысл лирического изображения.

В лирике нет действующих лиц, но создается образ лирического героя. Лирика не имеет сложных композиционных форм, поэтому жанры различаются не по степени развернутости событий и характеров, а по направленности и содержанию переживаний. В связи с этим лирику делят по тематическому принципу: любовная, философская, пейзажная, гражданская и т. д. Сохранилось и собственно жанровое деление: ода (воспевает значительную личность, событие в восторженном плане — «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» М. В. Ломоносова, «Вольность» А. С. Пушкина), мадригал (небольшое стихотворение в похвалу женщине), эпиграмма (стихотворение, иронизирующее над определенным лицом), эпитафия (надгробное стихотворение), эпиталама (стихотворение на бракосочетание), элегия (грустное стихотворение) и т. д. Эти жанры, очень распространенные в античной литературе, почти утратили свое значение в поэзии XX в.

Слово «лирика» иногда употребляется не в значении «род литературы», а обозначает особую эмоциональность (лиризм) в различных других родах и жанрах. В эпосе лиризм может выражаться в лирических отступлениях, в драме — в эмоциональных монологах героев.

Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено. Как правило, автор может использовать только ремарки, в которых дается либо внешняя характеристика действующих лиц, либо какие-то детали интерьера, обстановки. Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах.

Драматические произведения композиционно состоят из актов, явлений, сценических эпизодов (картин). Драма рассчитана на театральную постановку. По словам Гоголя, она «живет только на сцене. Без нее она, как душа без тела». Драма принадлежит одновременно и литературе, и театру.

Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма.

9

Комедия - драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества. Комедия может быть сориентирована на внешний комизм (комедия положений) или на выявление и осмеяние xapaKfepoB или социальных явлений {комедия характеров). Возникла комедия из обрядовых песен и танцев на древнегреческих праздниках, посвященных богу Дионису. Лучшими драматургами-комедиографами были Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Н. В. Гоголь («Ревизор»), А. А. Грибоедов («Горе от ума»). В русской литературе XX в. комедия — любимый жанр В. Маяковского («Клоп», «Баня»), Н. Эрдмана («Мандат», «Самоубийца»), М. Булгакова («Багровый остров», «Зойкина квартира»).

Трагедия — драматическое произведение с глубоким конфликтом, при разрешении которого герой погибает. Герой трагедии находится в состоянии борьбы с судьбой, обществом, другими персонажами или даже с самим собой. Он испытывает страдания, которые и составляют суть трагического. Герои трагедии - незаурядные, сильные личности. Их цели благородны, и потому смерть героя воспринимается как нечто возвышенное и невосполнимое.

Трагедия возникла в античной литературе, затем получила развитие в творчестве У. Шекспира. В русской литературе наиболее яркими были трагедии А. К. Толстого, «Борис Годунов» А. С. Пушкина. В советской литературе жанр трагедии почти исчезает.

Собственно драма очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.

Кроме основных жанров (трагедии, комедии, собственно драмы), в драматический род литературы включаются такие жанры, как мелодрама, фарс, трагикомедия. Нельзя говорить, что жанром является пьеса. Пьеса — общее название любого драматического произведения.

Эпос, лирика, драма - три рода литературы. Что же такое проза, поэзия? Это различные способы речевой организации художественного произведения.

Поэзия — это стихотворная, т. е. ритмически организованная

Художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Первоначально под поэзией понималось искусство слова вообще, а прозой считались все нехудожественные произведения (научные, философские и т. д.). Очень ярко, хотя и на уровне наивного восприятия своего героя, показывает различие между прозой и поэзией Мольер. В «Мещанине во

Дворянстве» господин Журден спрашивает совета у своего учителя, как написать любовную записку.

Учитель философии. Вы хотите написать ей стихи?

Г-н Журден. Нет, только не стихи.

Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?

Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.

Г-н Журден. Почему?

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе как прозой или стихами.

Г-н Журден. Не иначе как прозой или стихами?

Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то

Стихи, а что не стихи, то проза.

Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали.

Проза — это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия — ритмически организованная речь.




See also: