Русская литература, начавшая свою историю с XII века, шагнула в век XXI. В масштабах вечности почти тысячелетие — это немного, но в масштабах человеческой жизни... Как вместить в память то огромное духовное богатство, которое создавалось многими поколениями самых чутких к движению времени людей — поэтов, самых мудрых и провидящих время — писателей! Но школьнику, абитуриенту надо не только представлять литературный процесс в целом, знать основные художественные направления и течения, но и анализировать отдельные произведения в контексте творчества того или иного писателя, улавливать особенности их поэтического стиля и манеры. В этом существенную помощь может оказать предлагаемое пособие. Оно адресовано поступающим в вузы, но с успехом может быть использовано учащимися школ, гимназий, лицеев, училищ, студентами и теми, кто хочет обновить и систематизировать свои знания русской литературы. Оно поможет и тем, кто сдает устный экзамен или проходит тестирование, и тем, кто готовится к сочинению. Более того, пособие может быть полезным для самого широкого круга читателей, которых интересует современная оценка творчества писателей.

Пособие сориентировано на программу по русской литературе для поступающих в вузы. Оно дает хотя и краткое, но достаточно полное освещение истории русской литературы. В пособии даются краткая характеристика литературного периода, основные этапы творчества писателя, если этого требует программа, анализ произведений, заключающий в себе ответы на наиболее типичные на вступительных экзаменах вопросы. В освещении литературы, особенно послеоктябрьского периода и современного этапа, предлагаются новая интерпретация прежде тенденциозно - толковавшихся произведений, новые аспекты изучения творчества классиков русской литературы советского периода.



Получить более полные сведения по биографии и творчеству писателя, углубить знания по тому или иному вопросу поможет представленный библиографический материал.

Автор не является сторонником тестового приема экзаменов по литературе, считает, что филологический потенциал абитуриента может быть выявлен только при беседе с ним. Но, учитывая, что все больше вузов переходит на тестовую систему приема экзаменов, в пособие включены тесты и тестовые задания с ключами и подсказками. Контрольные тесты включают вопросы, помогающие определить степень владения историко-литературным материалом. Это тесты на опознавание, различение и классификацию. При их решении надо правильно выбрать один или несколько из предложенных ответов. Тесты помогают выявить уровень понимания художественного произведения, знание его композиции, системы образов. Ряд заданий направлен на изучение поэтики, жанра и стиля произведения.

Обучающие тестовые задания определяют способность ориентироваться в проблемных вопросах истории литературы и выявляют самостоятельность позиции тестируемого. Такие тесты предполагают краткие аргументированные ответы без указания возможных вариантов. Проработка тестовых заданий очень важна в систематизации знаний. Приводимые к тестовым заданиям ответы расширяют представления о произведениях, дополняют материал пособия.

Структура и объем пособия продиктованы многолетним опытом автора, принимавшего вступительные экзамены в Белорусский государственный университет.

При написании пособия автор опирался на «Историю русской литературы» в четырех томах, подготовленную Пушкинским Домом, «Историю русской литературы XIX в.» А. И. Ревякина, «Лекции по истории русской литературы конца XIX — начала XX в.» Ф. И. Кулешова, «Историю русской советской литературы» JI. Ершова, «Историю русской литературы XX века (20-е — 90-е годы)», изданную МГУ под редакцией С. И. Кормилова, а также новейшие исследования творчества писателей.




See also: