Слово «образ» в русском литературоведении имеет несколько значений. Во-первых, все искусство образно, т. е. действительность воссоздается художником при помощи образов. В образе общее, родовое раскрывается через индивидуальное, преобразовывается. В этом смысле мы можем говорить: образ Родины, образ природы, образ человека, т. е. изображение в художественной форме Родины, природы, человека. Во-вторых, на языковом уровне произведения образ тождественен понятию «троп». В таком случае речь идет о метафоре, сравнении, гиперболе й т. д., т. е. об образных средствах поэтического языка.

Если представить себе образное строение произведения, то первый образный слой - это образы-детали. Из них вырастает второй • образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений, т. е. всего того, что динамично развернуто во времени. Третий слой — образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах. Из образов третьего слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т. е. концепция бытия.



Образ героя — это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать. Образ же — это художественная категория. Нельзя, например, говорить: «Я презираю образ Молчалина». Можно презирать тип молчалиных, но его образ как художественное явление вызывает восхищение мастерством Грибоедова.

Иногда вместо понятия «образ» употребляется понятие «персонаж». Понятие «персонаж» более широкое, чем понятие «образ». Персонаж — это любое действующее лицо произведения. Нельзя говорить вместо «лирический герой» «лирический персонаж». Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Это художественный «двойник» автора - поэта, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Лирический герой не автобиографический образ, хотя отражает личные переживания, отношение к разным сторонам жизни самого автора. В лирическом герое воплощается духовный мир автора и его современников. Лирический герой А. С. Пушкина — гармоничная, духовно богатая личность, верящая в любовь, дружбу, оптимистичная во взглядах на жизнь. Иной лирический герой М. Ю. Лермонтова. Это - «сын страдания», разочарованный в действительности, одинокий, романтический, рвущийся к воле и свободе герой и трагически не находящий их.

Персонажи, как и герои, могут быть главными и второстепенными, но в применении к эпизодическим действующим лицам употребляется только термин «персонаж». Часто под персонажем понимают второстепенное лицо, не влияющее на события, а литературный герой — это всесторонне изображенное, важное для выражения идеи произведения действующее лицо.

Можно встретить суждение, что герой — это только тот персонаж, который несет в себе положительные начала и является выразителем авторского идеала (Чацкий, Татьяна Ларина, Болконский, Катерина). Утверждение о том, что отрицательные сатирические персонажи (Плюшкин, Иудушка Головлев, Кабаниха) не являются героями, неверно. Здесь смешиваются два понятия — герой (как действующее лицо) и героическое (как способ поведения человека). Сатирический герой произведения — это действующее лицо, персонаж, против которого направлено острие сатиры. Естественно, что такой герой вряд ли способен на героические поступки, т. е. не является героем в поведенческом смысле этого слова.

В творческом процессе создания образов героев в некоторых, из них воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты. Такой образ называется литературным типом. Литературный тип — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для опреде* ленной общественной среды в определенное время. В литературном типе находят отражение закономерности общественного развития. В нем соединяются две стороны: индивидуальное (единичное) и общее. Типическое (и это важно помнить) не означает усреднённое; тип всегда концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т. д. В литературе созданы типы положительных героев (Татьяна Ларина, Чацкий), «лишних людей» (Евгений Онегин, Печорин), тургеневских девушек.

В некоторых образах писатели настолько ярко и выразительно воплощают какие-то (чаще отрицательные) человеческие черты, что имена носителей этих черт как бы срастаются с определенными пороками, начинают ассоциироваться с ними. Такие образы становятся нарицательными. Так, Манилов - нарицательный образ праздного бесплодного мечтателя, Ноздрев - воплощение лгуна и хвастуна, Плюшкин — патологического скряги.

В эстетически совершенных произведениях каждый тип является характером. Характер — человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, пси-

- хических черт. Это единство эмоциональной реакции, темпера - . мента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения.

Характер состоит из многообразных черт и качеств, но это не случайное их соединение. В каждом характере есть главная, доминирующая черта, которая и придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

Характер в произведении может быть статичным, уже сформированным и проявляющимся в поступках. Но чаще всего характер подается в изменении, в развитии, эволюции. В развитии характера проявляется закономерность. Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его «ведома»). Повинуясь этой логике, автор не всегда может повернуть судьбу героя так, как ему хочется.




See also: