В художественной литературе средством создания образов является язык. Писатель, чтобы сделать произведение более ярким, выразительным, употребляет слова не в их прямом смысле, а часто в переносном значении. Слова, употребленные в переносном значении, называются тропами. Тропы основаны на сближении различных явлений. В зависимости от способов и принципов

Переноса значении различают несколько видов тропов.



Метафора — перенесение свойств одного предмета или явления на другие по сходству, по аналогии. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д.

Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток.

(А. С. Пушкин)

В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая часть только подразумевается. Метафора — это скрытое сравнение:

Горит восток зарею новой...

(А. С. Пушкин)

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

(С. Есенин)

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног •

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

(П. Заболоцкий)

Наиболее распространенным видом метафоры является олицетворение — прием, в котором неживое уподобляется человеку:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...

(А. С. Пушкин)

Дремлет чуткий камыш...

(И. Никитин)

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная Будет бежать и бежать...

(Н. Рубцов)

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.

(С. Есенин)

Олицетворение может быть развернутым, образующим целое стихотворение. Например, у С. Есенина клен «очеловечивается»:

Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый,

Что стоишь, согнувшись Под метелью белой?

Или что увидел,

Или что услышал,

В поле за деревню Погулять ты вышел.

На сопоставлении различных явлений основана не только метафора, но и сравнение. Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики. В сравнении всегда есть два члена — то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается:

Морозом выпитые лужи Хрустят и хрупки, как хрусталь.

(И. Северянин)

*

Если метафора и сравнение основаны на сопоставлении разных предметов и явлений жизни, то антитеза основана на противопоставлении, контрасте. Художественность этого приема заключается в том, что рядом поставленные противоположности резче подчеркивают друг друга:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

(А. С. Пушкин)

Черный вечер. Белый снег.

(А. Блок)

Одним из распространенных приемов художественного изображения является аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И. А. Крылова. Аллегоричны сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.

Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре с хозяином постоялого двора:

«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?» — «Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях; черти на погосте». — > «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».

Используя аллегорию, поэт стремится выделить в изображаемом главное, существенное, что по каким-то причинам нельзя назвать прямо.

Особым видом тропа является гипербола. Гипербола основана на чрезмерном преувеличении какой-нибудь черты или свойства описываемого предмета:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

(Н. В. Гоголь)

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

Гипербола близка гротеску. Однако в гротеске всегда присутствует невозможное, фантастическое. Гротеск — это прием, основанный на причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного с целью комического заострения образа. Яркие примеры гротеска дает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно «История одного города». Здесь созданы гротескные образы градоначальника с фаршированной головой, Органчика и т. д. Гротескный образ прозаседавшихся рисует В. Маяковский. Гротеск всегда создает мир аномальный, странный, фантасмагорический.

Обратный гиперболе прием, основанный на чрезмерном преуменьшении, называется литотой. «Мальчик с пальчик», «небо с овчинку», «мужичок с ноготок» — общеизвестные примеры литоты.

К числу наиболее распространенных изобразительно-выра- зительных средств относится эпитет. Эпитеты — это слова, определяющие наиболее яркие черты описываемых предметов или явлений. Но это не простые определения. Не все имена прилагательные являются эпитетами. Эпитеты обязательно несут эмоциональное, личное отношение поэта к определенному пред мету. Например, в сочетании «белый снег» прилагательное «белый» не является эпитетом; в сочетаниях «синий снег», «красный снег» цветовое обозначение несет эмоционально-оценочную нагрузку:

У рощи обреченной,

У сухой ольхи,

Я о снеге черном Написал стихи.

На закате ясном У сосен без чернил,

Я о снеге красном Песню сочинил.

(В. Мошковцев)

В первой строфе эпитетом передано психологическое состояние, вызванное смертью леса; во второй строфе игрою светотени создан образ, отвечающий ясному и светлому состоянию поэта.

На протяжении веков в устном народном творчестве отмечались какие-то постоянные признаки предметов. Они закреплялись за этими предметами, настолько тесно срастались с определенным словом, что становились неотделимы от него. Это постоянные эпитеты. Они широко распространены в фольклоре: месяц ясный, красна девица, добрый молодец, ясный сокол и т. д.

Изобразительно-выразительные средства служат для создания более яркой, зримой, эмоциональной картины изображаемого.




See also: