Население Земли в 2000 г. по оценкам ООН составило 6055 млн человек, что на 77 млн больше, чем в 1999 г. При этом в экономически развитых странах проживает 1188 млн человек, в слабо развитых и развивающихся странах — 4867 млн человек (по данным ООН на 2000 г.).

Численность населения может изменяться в результате миграций, стихийных бедствий, войн, эпидемий, социально-экономических проблем. Естественный прирост оказывает влияние на численность населения. Естественный прирост — это разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени (указываются данные на 1000 жителей).

Миграции — переселение людей из одной области проживания в другие. Миграции бывают внешние и внутренние. Внешние миграции — эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну). Внешние миграции влияют на состав и структуру населения: выезжают, как правило, люди трудоспособного возраста. Внутренние миграции — переезд из одной части страны в другую. Причины те же, что и для внешних миграций. Самые распространенные — из сельской местности в город. Есть миграции между сельскими населенными пунктами, из малых городов в крупные. Вынужденные миграции — насильственное переселение заключенных, депортация народов.

Краткая характеристика важнейших межотраслевых комплексов мирового хозяйства.

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой разнообразными экономическими отношениями. Мировое хозяйство формировалось постепенно, с возникновением в XVI в. мирового рынка. Современное мировое хозяйство имеет много центров: Европа, США, Япония, страны бывшего СССР, Китай, Индия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии, Австралия, Бразилия, новые индустриальные страны.

Мировое хозяйство состоит из трех секторов.

• Первичный (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство).

• Вторичный (обрабатывающая промышленность и строительство).

• Третичный (транспорт, торговля, финансовокредитная деятельность, наука, культура, образование, здравоохранение, управление, разнообразные услуги).

Географическое разделение труда — производственная специализация отдельных экономически связанных территорий любого ранга (областей, районов, стран) и обмен между ними продукцией и услугами.

Межотраслевые комплексы — группы взаимосвязанных отраслей хозяйства, частично перекрывающие друг друга.

Топливно-энергетический комплекс. В состав ТЭК входят отрасли добычи и переработки различных видов топлива и электроэнергетика.

Важным показателем, характеризующим работу ТЭК, является топливно-энергетический баланс (ТЭБ). До середины 1960-х годов главную роль играл уголь, в 70-х годах доля угля сократилась, а нефти возросла. В настоящее время доля нефти сокращается, а доля газа возрастает.

Большая проблема ТЭК — транспортировка нефти, газа, угля от мест добычи до районов переработки и потребления. Предприятия по добыче и переработке энергоносителей оказывают большое воздействие на природу, поэтому выбор места для них должен учитывать требования охраны окружающей среды.

Машиностроительный комплекс. Он состоит более чем из 70 отраслей: электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др.

Таблица 11. Факторы размещения предприятий

Машиностроения

Факторы

Размещения

Краткая характеристика

Наукоемкость

Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения предприятий машиностроения, особенно приборостроения, робототехники, вычислительной техники

Военно

Стратегический

Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах

Трудоемкость

Выпуск большинства машин требует высокой квалификации работников и больших затрат времени — тяготение предприятий к крупным городам

Металлоемкость

Производство некоторых машин (горно-шахтных, с/хи пр.) требует много металла — тяготение к металлургическим базам

Специализация и кооперирование

Машины состоят из множества деталей, которые выгоднее производить на специализированных предприятиях, расположенных близко друг от друга, в одном городе, районе

Транспортный

Перевозка деталей может проводиться на большие расстояния — тяготение к крупным транспортным магистралям

Потребительский

Многие машины выгодно производить в районах их потребления

* Здесь и далее факторы размещены сверху вниз в порядке убывания их значения.

Металлургический комплекс включает чёрную и цветную металлургию.

Таблица 12. Факторы размещения предприятий

Металлургического комплекса

Факторы

Размещения

Краткая характеристика

Сырьевой

Большая материалоемкость, низкое содержание полезного компонента в руде (для тяжелых цветных металлов) — близость к месту добычи

Энергетический

Легкие цветные металлы получают методом электролиза

Транспортный

Иногда выгодно размещать предприятия на пересечении путей подвоза руды и угля и вывоза готовой продукции — проката

Важнейшие задачи, которые должны быть решены в отрасли: освоение новых богатых месторождений, более полное извлечение из руд всех полезных элементов, решение задач охраны природы на предприятиях отрасли.

Химико-лесной комплекс. В составе химической промышленности выделяют добычу горнохимического сырья, основную химию и химию органического синтеза. Основная химия производит минеральные удобрения, хлор, соду, кислоты, щелочи и др. продукты. Химия органического синтеза производит синтетический каучук, пластмассы, химические волокна и др.

Для современного мирового хозяйства характерна химизация — широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства.

Таблица 13. Факторы размещения предприятий

Химико-лесного комплекса

Факторы

Размещения

Краткая характеристика

Потребительский

Производство сложно транспортируемой продукции (кислот, щелочей, пластмассы)

Сырьевой

Материалоемкие и высокоотходные производства (пр-во минеральных удобрений)

Экологический

Актуален практически для всех отраслей химической промышленности

Комплекс отраслей, связанных с переработкой древесины, включает в себя лесозаготовительную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасли. Механическая обработка древесины расположена как в районах лесозаготовок, так и в районах потребления. Самая острая проблема лесного комплекса — неполное использование древесины. Другая проблема — истощение лесов, прилегающих к железным дорогам и судоходным рекам.

Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Выделяются три звена в АПК:

• Производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

• Сельское хозяйство.

• Транспортировка, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство (с/х) состоит из растениеводства и животноводства. Для современного с/х характерна «зеленая революция», преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники, одна из форм проявления НТР. «Зеленая революция» включает три основных компонента: выведение новых скороспелых сортов зерновых, способствующих резкому повышению урожайности и открывающих возможности дополнительных посевов; расширение ирригации, т. к. новые сорта требуют искусственного орошения; более широкое применение современной техники, а также удобрений и др. химикатов.

Основой с/х являются с/х угодья — земли, используемые в с/х производстве.

Пищевая промышленность объединяет предприятия по производству продуктов питания. Легкая промышленность также потребляет с/х сырье: лен, хлопок, шерсть, шелк. АПК имеет ярко выраженный зональный характер.

Транспорт

Таблица 14. Достоинства (+) и недостатки (-) различных

Видов транспорта

Вид

Транспорта

+

Железно

Дорожный

Перевозка большого количества грузов и пассажиров на большие расстояния — невысокая удельная стоимость перевозок; относительно экологически чистый

Большие затраты на строительство железных дорог; часто не довозит грузы непосредственно до потребителя

Автомо

Бильный

Обладает большой маневренностью и скоростью по доставке грузов и пассажиров

Недальнобежен и очень дорог, один из основных загрязнителей окружающей среды

Морской

Обеспечение международных перевозок, особенно грузов, большое значение Северного морского пути в обеспечении районов Крайнего Севера и Дальнего Востока

Высокая степень износа российского парка судов, тихоходный, сильная зависимость от количества и оснащения морских портов

Речной

Доставка грузов по восточной части страны, где отсутствуют железные и автодороги

Тихоходный, сильная зависимость от водного режима рек, высокая стоимость дноуглубительных и др. инженерных работ на реках

Авиацион

Ный

Самый дальнобежный и скоростной вид транспорта на внутренних и международных линиях

Высокая удельная стоимость перевозок, вредное воздействие на атмосферу

Трубопро

Водный

Быстрая и дешевая перевозка отдельных грузов (нефть, газ) на большие расстояния

Высокая степень износа российских трубопроводов, утечка жидких грузов

Связь

Передача особого груза на большие расстояния — информации

Высокая стоимость оборудования проводной и беспроводной связи

Сфера обслуживания. Можно выделить следующие группы отраслей, в совокупности образующие сферу услуг:

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- услуги по социальному обеспечению населения;

- розничная торговля и общественное питание;

- бытовое обслуживание;

- кредитно-финансовое обслуживание;

- рекреационное обслуживание населения (организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха и т. д.), услуги связи.

Типологии стран мира

Типология стран — подразделение стран мира на типы по признакам их сходства и различия. В основу типологии могут быть положены различные признаки.

Важной характеристикой хозяйства страны является валовой национальный продукт — общая стоимость продукции, товаров и услуг, созданная собственными производителями данной страны и предприятиями этой страны за ее пределами.

Каждая страна имеет свое экономико-географическое положение (ЭГП) — положение по отношению к другим экономико-географическим объектам, имеющим для нее хозяйственное значение. ЭГП — категория историческая и может меняться во времени.

Таблица 15. Типология стран мира по уровню

Социально-экономического развития

Типы стран

Подтипы стран

Страны

Экономиче

Ски

Развитые

Страны

«Большая семерка»

США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада

Малые высокоразв. страны Зап. Европы

Австрия, Нидерланды, Швейцария, Швеция и др.

Страны Зап. Европы, отставшие в своем развитии

Португалия, Греция и др.

Страны «переселенческого капитализма»

Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЮАР, Израиль

Страны-карлики Зап. Европы

Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан - Марино

Страны с «переходной * экономикой

Польша, Словакия, Болгария, Россия, Белоруссия, Молдавия, Армения, Китай и др.

Страны, сохранившие социалистический уклад экономики

КНДР (Северная Корея), Куба

Развиваю

Щиеся

Страны

Ключевые развивающиеся страны

Бразилия, Индия, Мексика

Новые индустриальные страны

Сингапур, Респ. Корея, Тайвань, Малайзия и др.

Страны-нефтеэкс-

Портеры

Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней идр.

«Страны-квартиро-

Сдатчики»

Багамские о-ва, Либерия, Кипр и др.

Страны, отстающие в своем развитии

Кения, Сальвадор, Сенегал и ДР-

Наименее развитые (беднейшие) страны

Мали, Нигер, Эфиопия, Руанда, Афганистан, Гаити и др.