Экономическая сфера деятельности

Экономика — это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе.



Экономика состоит из макроэкономики и микроэкономики.

• Макроэкономика — уровень создания условий, факторов для результативности экономической деятельности.

• Микроэкономика — уровень постоянного взаимодействия между потребителями и производителями.

Экономика развивается в двух сферах — материальном и нематериальном производстве.

• Материальное производство — процесс создания вещественных благ и оказание материальных услуг.

• Нематериальное производство — процесс пользования вещественными благами и удовлетворение духовных потребностей.

Отраслью экономики, которая непосредственно обеспечивает производственные процессы, является инфраструктура. Инфраструктура включает в себя производственную и социальную сферы.

К производственной инфраструктуре относятся:

- материально-техническое снабжение,

- транспорт,

- связь,

- система водоснабжения,

- теле - радиокоммуникации,

- энергообеспечение.

К социальной инфраструктуре относятся:

- образование,

- наука,

- жилье,

- здравоохранение.

Инфраструктура экономики своей деятельностью охватывает все общество в целом.

Структура и компоненты экономики

В структуру экономики входят производительные силы и производственные отношения.

• Производительные силы — совокупность

Средств производства (предметы труда и средства труда), рабочей силы и технологических

Процессов.

• Производственные отношения — механизм создания, распределения, продажи и обмена товаров.

Компонентами экономики являются производство, распределение, потребление и обмен.

— Производство — процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей.

— Распределение — разделение, предоставление каждому определенной части. Распределение может быть по размеру собственности, по труду, по потребностям.

— Потребление — использование чего-либо для удовлетворения потребностей. Общество потребляет произведенные товары и услуги.

— Обмен — процесс движения продуктов труда как форма распределения производимых обществом ценностей. Обмен бывает денежный, безденежный, натуральный.

Типы рыночных структур в современной экономике

В современной экономике существуют два типа рыночных структур — монополистическая конкуренция и олигополия.

• Монополистическая конкуренция — рыночная структура, при которой на рынке действует множество фирм, производящих сходный, но неравноценный продукт и связанных с определенной группой потребителей.

Для монополистической конкуренции характерны:

- ограниченность способности фирмы контролировать цену товара,

- отсутствие препятствий на пути появления новых фирм на рынке,

- дифференцированность при распределении продуктов,

- большое количество фирм на рынке товаров и услуг,

- незначительная реклама, подчеркивающая особенности продукции.

• Олигополия — рыночная структура, при которой рынок контролируется крупными фирмами.

Для олигополии характерны:

- ограниченная способность фирмы контролировать цены,

- регламентация продажной цены на товар между фирмами,

- существенные препятствия на пути создания новых фирм на рынке,

- замкнутость, корпоративность фирм,

- как однородность, так и дифференцирован- ность при разделении продуктов,

- небольшое количество фирм на рынке,

- значительная реклама, подчеркивающая торговую марку продукции.

Основы рыночных отношений

Рынок — это механизм, соединяющий производителя и потребителя для заключения сделок купли и продажи товаров. В основе рыночных отношений лежат два закона — спроса и предложения: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»

Для того, чтобы рынок существовал, необходимы следующие условия:

- частная собственность,

- самостоятельность и конкуренция предприятий,

- личная заинтересованность производителя и потребителя,

- свобода выбора товаров и услуг.

Рынок выполняет определенные функции:

- регулирует денежный поток,

- определяет спрос, предложение и цену товара,

- способствует конкуренции и селекции (отбору более сильных производителей),

- выполняет посредническую и информационную функции.

Рынок может быть местным (сельский, городской), внутренним (национально-государственный) и внешним (мировой).

По содержанию рынок может быть потребительский, средств производства, рабочей силы, ссудных капиталов, валюты и ценных бумаг, инновационных технологий.

По форме рынок может быть конкурентный и монополизированный.

Механизм функционирования рынка

Рынок определяет спрос, предложение и цену товара.

• Спрос — совокупная потребность в товарах и услугах, которые способны приобрести покупатели.

• Предложение — определенное количество товаров и услуг, выброшенных на рынок по цене производителя.

• Цена — денежная форма необходимого труда, затраченного на производство товара.

Рынок осуществляет посредническую, селективную и информационную функции.

— Посредническая функция помогает отдельным, экономически обособленным товаропроизводителям найти друг друга, обменяться результатами своего труда.

— Благодаря селекции рынок выбраковывает, избавляется от технологически отсталых, нежизнеспособных хозяйственных единиц (предприятий, банков, фирм).

— Информационная функция способствует накапливанию, хранению, переработке всей экономической информации о качестве товаров, услугах, ассортименте, тенденциях колебания спроса и предложения.

Рынок устанавливает равновесную цену товара. Она складывается из:

- цены, которую соглашаются платить покупатели и которая отражает предельную выгоду, полезность, получаемую потребителем от приобретения товара,

- цены, по которой продавцы готовы продать товар, отражающей их предельные издержки, затраты.

Цена товара, услуги будет увеличиваться продавцом до тех пор, пока предельная выгода

Превысит предельные издержки для обеих сторон (продавцов и покупателей), их возможности.

Если цены оказались ниже равновесных, то возникает превышение величины спроса над величиной предложения, дефицит. В этом случае рынок будет давить на цены вверх до тех пор, пока они не достигнут равновесного уровня.

Государство и рынок

С целью успешного функционирования рыночных отношений в экономике государство использует различные механизмы для динамичного развития народного хозяйства страны:

- экономические программы,

- государственный бюджет,

- обеспечение правовой базы,

- регулирование правовых отношений,

- антимонопольное законодательство,

- налоговую политику,

- проведение частичной национализации экономики,

- фискальную политику,

- предоставление кредитов и ссуд,

- денежную эмиссию и монетную политику,

- контроль за использованием природных ресурсов.




See also: