Сущность человеческой деятельности

Деятельность — преобразование окружающего мира. Осуществление деятельности способствует формированию и самореализации личности, а ее итогом является развитие общества.



Совершает деятельность субъект (человек, группа, орган). Действия субъекта направлены на объект (материалы, предметы, сферы). Субъект ставит перед собой цель — предполагаемый образ результата, определяет средства ее достижения и, выполняя ряд операций и действий, достигает ее. Мотивом, побуждением к деятельности служат потребности и убеждения личности.

Деятельность бывает практической и духовной.

Практическая деятельность включает:

- материально-производственную,

- социально-преобразовательную.

Духовная деятельность бывает:

- познавательной,

- ценностно-ориентировочной,

- прогностической.

Трудовая деятельность человека

Трудовая деятельность — одна из основных форм деятельности человека, направленная на создание материальных благ.

Участниками трудовой деятельности являются работодатель и работник, заключающие между собой трудовой договор.

Трудовая деятельность включает в себя:

- цель,

- средства и предметы труда,

- трудовые операции и используемые технологии.

Средства труда, предметы труда, трудовые операции и технологии — основа индивидуаль-

Ного труда. Его содержание характеризуется:

— разнообразием трудовых функций,

— уровнем технической оснащенности и творческих возможностей человека,

— соотношением между умственным и физическим трудом, между исполнительными и управленческими функциями.

Научно-технический прогресс ведет к изменению условий и культуры труда: идет процесс гуманизации труда, предъявляются новые требования к работнику — профессионализм, квалифицированность, строгое соблюдение трудовой дисциплины, проявление инициативы.

Познавательная деятельность человека

Познавательная деятельность человека складывается из познания и самопознания.

Познание — совокупность знаний об окружающем мире. Познание бывает чувственным и рациональным.

К чувственному познанию относятся ощущение, восприятие, представление.

• Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры.

• Восприятие — форма отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их в образ.

• Представление — воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий.

К рациональному познанию относятся сравнение, обобщение, абстрагирование.

• Сравнение — сопоставление предметов, явлений, ситуаций.

• Обобщение — соединение раздробленного, единичного в одно целое.

• Абстрагирование — мысленное отвлечение от чего-либо.

Чувственное и рациональное познания являются основой формирования понятий, суждений и умозаключений.

Самопознание — процесс познания и оценки самого себя. Он складывается из самовос- приятия, самооценки и самоанализа.

• Самовосприятие — формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа.

• Самооценка — получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам.

• Самоанализ — отчет о себе перед самим собой.

Научное познание

Научное познание (наука) — систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.

Наука имеет большое значение и выполняет множество функций. Она объясняет:

— устройство мира (познавательно-объяснительная функция),

— систематизирует знания о мире (мировоззренческая функция),

— строит прогнозы (прогностическая функция).

Любая наука строится на определенных принципах. Среди них:

— принцип причинности — установление причинно-следственных связей между явлениями и объектами;

— принцип истинности научных знаний — доказательство любого факта науки;

— принцип относительности научных знаний — установление границ действительности.

В науке существуют эмпирический и теоретический уровни изучения.

• Эмпирический уровень — описание предметов и явлений, полученных в результате наблюдения и проведения экспериментов.

• Теоретический уровень — раскрытие сущности изучаемых объектов в результате построения научных теорий и гипотез.

Истина

Истина — соответствие мысли предмету, процесс адекватного (верного) отражения действительности в сознании человека.

Истина бывает объективная и субъективная, абсолютная и относительная.

• Объективная истина отражает реальное положение вещей, существующих в действительности, независимо от человеческого сознания.

• Субъективная характеризует результат деятельности человеческого мышления, дает практическое, действительное знание.

• Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание об объекте исследования, не опровергаемое последующим развитием науки.

• Относительная истина указывает на конечность, ограниченность человеческого познания о мире. Она зависит от реальных исторических условий своего времени.

Критериями истины являются логика, практика и теория.

• Логика — наука о законах и формах мышления.

• Практика — деятельность людей, под воздействием которой преобразуются материальный мир и общество.

• Теория — система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

Ненаучное (социальное) познание

Ненаучное (социальное) познание — знания человека, полученные им в обыденной, повседневной жизни, и формирование на этой основе системы взглядов и представлений о мире.

Первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека стали мифы.

На протяжении всей жизни человек накапливает, перерабатывает и распространяет свой социальный опыт, создавая народную мудрость, жизненную философию.

Отражение, обобщение явлений окружающего мира и его важных свойств с помощью художественных приемов и средств происходит через художественное познание (искусство).




See also: